Система управления развитием профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов. Система управления развитием профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов Методика определения эффективности вуза

Система управления развитием профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов. Система управления развитием профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов Методика определения эффективности вуза

Ирина Анненкова, доцент, кандидат педагогических наук, доцент

Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, Украина

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Украина " ;

Открытое Европейско-Азиатское первенство по научной аналитике ;

В статье рассматривается проблема создания в вузе адаптируемой системы рейтингового оценивания качества деятельности профессорско-преподавательского состава. Описана методика ранжирования показателей результативности деятельности преподавателей. Определены условия внедрения рейтинговой оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в практику работы вузов.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, профессиональная деятельность оценивание, методика оценивания, рейтинговая оценка.

The problem of creation of adaptive estimation of the rating of the quality of the teaching staff at the university isconsidered. Methods for ranking of higher school teachers’ performance isdescribed. The conditions forthe introduction of rating estimation of professional activity of the teaching staff in the practice at the university are determined.

Keywords: higher school teacher, professional activity,assessment,methods of assessment,rating estimation.

Профессорско-преподавательский состав является основным и наиболее ценным активом высшего учебного заведения, от качества и эффективности его работы непосредственно зависят, как успех образовательной деятельности, так и развитие системы образования в целом. В связи с этим возникает необходимость в осуществлении оценивания качества деятельности преподавателей. Полученные результаты являются основанием для решения задач управления качеством образования в вузе и профессиональной подготовки будущих специалистов.

Проблеме оценивания качества деятельности преподавателей вузов и определению их рейтинга посвящены работы Н.Бордовской, Е.Титовой, Г.Стадник, М.Белинского, Ю.Воробьева, Д.Мельничука, И.Ибатуллина, А.Газалиева, Д.Мельник. Накоплен определенный практический опыт рейтингового оценивания качества деятельности научно-педагогических работников, кафедр и факультетов в вузах Украины. Тем не менее нерешенным остается вопрос разработки общей методики оценивания качества деятельности преподавателей вузов.

Цельюстатьи являются определение сущности, описание методики и выявление условий эффективного внедрения системы рейтингового оценивания качества деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.

Оценивание качества деятельности научно-педагогических работников позволяет измерить научно-педагогическую производительность деятельности преподавателей; выявить степень интенсивности разных видов профессиональной работы, провести сравнительный анализ деятельности преподавателей факультетов и институтов по отдельным категориям профессорско-преподавательского состава, определить сильные и слабые стороны в их работе, а также возможности повышения ее качества.

Сегодня все чаще возникает необходимость в более гибком, ориентированном на объективность, нормативность, количественную определенность оценивании профессионально-педагогической деятельности. Это обуславливает использование квалиметрического подхода, предусматривающего количественное описание качеств предметов или процессов.

Объективно, в силу особенностей вуза как образовательного учреждения и социальной организации, деятельность каждого преподавателя осуществляется одновременно как бы в различных сферах, в каждой из которых преподаватель выполняет разные роли, реализует различные функции.Стоит заметить, что деятельность преподавателя в каждой из этих сфер обладаетразным качеством, что необходимоучитывать при оценке качества его деятельности в целом.

Научно-педагогическая деятельность относится к творческому виду деятельности, где возможны различные варианты оценки. Очевидно, что наиболее объективной является оценка по конечному результату, а не по процедуре его достижения и затраченным на это усилиям. Рейтинговое оценивание позволяет учитывать эти особенности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов.

Рейтинг (от англ. rating - оценка, положение, ранг) - числовой показатель уровня оценок деятельности учреждения, организации или отдельной личности. Рейтинг - понятие, характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса (типа) . Рейтинг - это индивидуальный числовой показатель оценки достижений некоторого субъекта в классификационном списке, который ежегодно составляется экспертами соответствующих отраслей. Фактически «рейтинг» - это система упорядочения в виде списка качества любых объектов на основе количественных показателей, или рейтинговых оценок . Рейтинг - это уровневый результирующий показатель качества научной, педагогической и профессиональной деятельности преподавателя, позволяющий судить о его классе, месте, категории, принадлежности к определенной страте научного, педагогического и профессионального сообщества .

Рейтинг как система оценки по формальным показателям обладает неоспоримыми достоинствами - ясностью критериев, простотой проведения и отсутствием возможности произвольно завышать или занижать оценку в зависимости от того, чья деятельность оценивается. Это делает рейтинг наиболее перспективной технологией и позволяет рекомендовать его для оценки профессиональной деятельности преподавательского состава в вузе. Рейтинг является одним из видов оценки деятельности преподавателя, который может органично сочетаться с другими видами, принятыми в вузе.

Рейтинговая оценка профессиональной деятельности профессорско-преподавательского позволяет: 1) совместить в себе практически все достоинства известных способов оценки профессорско-преподавательского состава, поскольку не отрицает традиционных принципов оценки (систематичность, объективность и др.); 2) приблизиться к преодолению основных недостатков оценки деятельности преподавателей - субъективности и фактического отсутствия количественных измерителей эффективности педагогической деятельности; 3) обеспечить интегративность оценки, поскольку вышеуказанная система основывается на накоплении условных единиц за каждый выполненный преподавателями вид профессиональной деятельности. В зависимости от количества баллов за каждый вид деятельности преподаватель получает достаточно адекватную совокупную оценку .

В рейтинговом оценивании акцентируется на количественных показателях работы преподавателя, а качественным критериям педагогической деятельности не отводится надлежащего внимания. В частности на рейтинговую оценку учебной деятельности преподавателя влияет количество выполненных учебных часов; при оценивании методической и научной работы доминирующую роль играет количество публикаций и их объем (в печатных листах), докладов на научных конференциях; результативность воспитательной работы оценивается за количеством проведенных воспитательных мероприятий. Однако, например, педагогическое мастерство преподавателя, его умение применять передовые дидактические технологи, педагогическую технику, собственные методики обучения не берутся во внимание.

В Одесском национальном университете имени И.И.Мечникова разработана и внедряется система оценивания качества работы преподавателей, которая основывается на следующих положениях:оценивание должно охватывать все виды деятельности преподавателей (иметь интегральный характер); обеспечивать количественную оценку качества их труда, ее объективность (сводить до минимума элементы субъективизма); обеспечивать формализацию итоговых оценок; давать возможность работать обратным связям для повышения качества подготовки специалистов; иметь направленность на стимулирование труда; система должна быть гибкой, приспосабливаемой к новым задачам, новым приоритетам, что позволит прогнозировать в дальнейшем развитие университета.

Основными целями оценивания качества деятельности преподавателей являются: 1) повышение уровня объективности оценки деятельности научно-педагогических работников; 2) повышение профессиональной мотивации научно-педагогических работников; 3) развитие у преподавателей привычек самооценки и анализа профессиональной деятельности.

Используемые при этом показатели и методика количественной оценки (ранжирования) деятельности преподавателей были разработаны рабочей группой Научно-методического совета университета, обсуждались на кафедрах и факультетах и одобрены Научно-методическим советом университета и ректоратом.

Необходимо отметить, что критерии рейтинга являются едиными для всех преподавателей, однако для обеспечения сравниваемости результатов оценивание проводилось по четырем должностным категориям: профессора, доценты, старшие преподаватели и преподаватели. Внутри этих групп определялся рейтинг каждого преподавателя, который состоял из двух компонентов: рейтинг «П», характеризующий квалификационный потенциал, накопленный за время работы, и рейтинг «А», отражающий активность по основным направлениям деятельности за прошедший учебный год. В рейтинге «П» приводятся квалификационные сведения - ученая степень, ученое звание, почетные звания, награды и т.д. Рейтинг «А» определялся по трем основными направлениями: учебно-методическая деятельность (степень сложности учебной нагрузки, методическое обеспечение учебных дисциплин, издание учебников, учебных пособий, методических указаний, разработка и внедрения средств контроля знаний студентов, в том числе и электронных и т.п.); научно-исследовательская работа (подготовка научно-педагогических кадров, изобретательская деятельность, научные публикации, издание монографий, руководство научно-исследовательской работой студентов и др.); воспитательная и организационная работа (подготовка и проведение конференций, олимпиад, конкурсов, подготовка студентов к участию в разных научных и методических мероприятиях, участие в работе комиссий, советов и т.п.). Абсолютный личный рейтинг определялся суммированием рейтингов «П» и «А».

Оценивание качества деятельности преподавателей проводилось на основе «Анкеты для оценивания качества работы преподавателей». Разрабатывая анкету, мы исходили из того, что она должна быть простой и понятной преподавателям, а в ее основе должны лежать, в первую очередь, очевидные и общепринятые показатели. Необходимо подчеркнуть, что подсчет баллов рейтинга качества деятельности осуществлялся преподавателями самостоятельно согласно указанным в анкете критериям. Результаты самодиагностики, заверенные подписью заведующего кафедрой и предоставленные к экспертной группе Научно-методического совета университета, были положены в основу рейтинга качества деятельности преподавателей университета в каждой из указанных категорий научно-педагогических работников. Анализ рейтинговых показателей профессорско-преподавательского состава представлен в таблицах 1и 2.

Результаты оценивания деятельности преподавателей по категориям

Профессора

Старшие преподаватели

Общее количество баллов

максимальная

минимальная

среднее количество

Количество баллов за учебно-методическую работу

максимальная

минимальная

среднее количество

Количество баллов за научно-исследовательскую работу

максимальная

минимальная

среднее количество

Количество баллов за воспитательную и организационную работу

максимальная

минимальная

среднее количество

Показатели достигнутого уровня квалификации

максимальная

минимальная

среднее количество

В таблице 1 представлены общий средний, максимальный и минимальный рейтинги, средний, максимальный, минимальный рейтинги по основным направлениям деятельности преподавателей, а также разброс баллов в каждой категории профессорско-преподавательского состава. Следует отметить большой разброс в баллах в общем рейтинге в группах профессоров и доцентов. Из таблицы 2 видно, в структуре среднего рейтинга в группе профессоров преобладает научно-исследовательская деятельность, в группах доцентов и старших преподавателей - учебно-методическая деятельность.

Таблица 2

Соотношение видов деятельности в структуре общего среднего рейтинга преподавателей по категориям

Учебно-методическая работа (%)

Научно-исследовательская работа (%)

Воспитательная и организационная работа (%)

Достигнутый уровень квалификации (%)

профессора

старшие преподаватели

Для определения уровня рейтинга использовалось понятие «средний рейтинг», который рассчитывался как среднее арифметическое индивидуальных рейтингов для соответствующих групп на основании представленных преподавателями кафедр данных за прошедший учебный год. Средний рейтинг - величина, которая может меняться ежегодно в зависимости от количества и результатов индивидуальных рейтингов преподавателей. В каждой из выделенных групп средний рейтинг может быть разным.

Таблица 3

Формула расчета интервала

Интервал

Выше среднего

x< n< 1,5х

338 < n< 507

Ниже среднего

0,5х< n < x

169< n < 338

Преподаватель получал индивидуальный рейтинг на фоне той группы, к которой он относился в виде таблицы и диаграммы, где сообщалось, под каким номером представлен его рейтинг. Это давало ему возможностьсопоставить свои результаты со средним результатом преподавателей, имеющих одинаковый с ним должностной статус, и определить направления и возможности повышения качества собственной деятельности (рис. 1).

Мы использовали разные способы представления результатов рейтинговой оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников: ранжированные списки преподавателей; балльная оценка по видам деятельности; короткий вывод об уровне профессиональной деятельности преподавательского состава на кафедре, в целом по университету; развернутые данные о качестве деятельности преподавателей на кафедре и др.

Рис.1. Самооценка качества деятельности профессорско-преподавательского состава

Организация оценивания качества деятельности преподавателей в Одесском национальном университете имени И.И.Мечникова показала, что для внедрения рейтинговой оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в практику работы ВНЗ необходимые следующие условия: готовность руководства ВНЗ к реализации внедрения рейтинговой оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, которая проявляется в разработке организационно-управленческих документов, позволяющих начать работу по моделированию рейтинговой оценки; тщательная разработка оценочных критериев; проведение методических семинаров с целью обучения преподавателей, руководителей подразделений высшего вуза основным принципам рейтинговой оценки; разработка методических материалов, в которых раскрывалось бы значение мониторинга качества деятельности профессорско-преподавательского состава как современного, научно обоснованного инструментария управления вузом и его подразделениями.

На будущее предполагается внедрение постоянного мониторинга качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, который даст возможность накапливать информацию за годами и оценивать не только текущие результаты, а и динамику достижений каждого преподавателя. Такой мониторинг разрешит определить уровень учебного и научно-исследовательского процессов, а также условий и результатов подготовки специалистов и деятельности подразделений университета, выйти на сравнительный анализ, выявить тенденции, факторы, которые тормозят или стимулируют улучшение качества образования в университете.

Литература:

1. Большой толковый социологический словарь терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/r/rejting.html

2. Бордовская Н.В. Ккачество деятельности ппреподавателя вуза:подход к пониманию и оценке / Н.В.Бордовская,Е.В.Титова // Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-Запада России». - СПб.: Изд-во РГПУ, 2002. - Вып.7.- C.192-206.

4. Методика вычисления рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и кафедр ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mo.samgtu.ru/sites/mo.samgtu.ru/files/u3/metodika_2011.doc

Ваша оценка: Нет Средняя: 6.7 (20 голосов)

Комментарии: 37

06 / 24 / 2015 - 14:32

Действительно, ваша статья актуальна для многих вузов. Рейтинговая оценка учащихся показывает активность и самодисциплину обучаемого, отсюда можно делать выводы о компетентности преподавателей. Статья познавательная. Дальнейших успехов.

05 / 02 / 2015 - 02:02

Весьма интересная статья. В нашем вузе (Костромской ГСХА) внедрена подобная система оценки преподавателей и она работает уже несколько лет. Система оценки построена при помощи конфигурации "Рейтинговая оценка" для "1С:Предприятие", и Ваш опыт, я думаю, тоже не лишним будет учесть в нашей работе. Благо, данная конфигурация позволяет достаточно гибко настраивать различные параметры рейтинговой оценки, проводить несколько оценок в одно и то же время и сохранять их результаты за прошлые годы. Подробнее об нашем опыте использования программы можно прочитать здесь: http://www.rating1s.ru/description

02 / 05 / 2013 - 17:14

Рассматривается создание в вузе системы рейтингового оценивания качества деятельности профессорско-преподавательского состава. В условиях проведения реформы образования это очень востребовано. Заслуживает высоких баллов. Успехов Вам

02 / 05 / 2013 - 08:57

Уважаемая Ирина! Рейтинговая оценка деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах является злободневной темой каждого современного вуза, не оставит равнодушным ни одного преподавателя. Проблема создания в вузе адаптируемой системы рейтингового оценивания качества деятельности профессорско-преподавательского состава и описываемая Вами методика ранжирования показателей результативности деятельности преподавателей в этой связи вызывают особый научный и особенно практический интерес. Работа перспективная и востребованная. Желаю успехов beket

02 / 04 / 2013 - 09:26

Добрый день Ирина! Проблема, рассматриваемая вами, важна и очень болезненна для многих вузов. Хотелось бы узнать параметры по которым оценивается деятельность каждой группы ППС (одинаковы ли они). Какие действия будут предприняты после анализа ситуации? Как часто вы проводите такую оценку? За какой период представлены ваши данные? Ваш труд очень сложен и многогранен, желаем вам успехов. Еремина И.И.

02 / 05 / 2013 - 17:36

Уважаемая Ирина Ильинична! Спасибо за Ваш отзыв. Параметры для всех групп преподавателей одинаковы, иначе пришлось бы создавать несколько анкет. Такую оценку мы проводим раз в год, это оценка работы преподавателей за прошлый учебный год. Пока мы хотим проследить динамику изменений деятельности преподавателей, даны рекомендации кафедрам и факультетам, на что им обратить внимание в своей работе, будут вноситься определенные изменения и в саму анкету. С уважением, Анненкова Ирина

02 / 03 / 2013 - 11:36

Уважаемая Ирина, здравствуйте! Ваша четко структурированная статья посвящена животрепещущей теме и, насколько можно видеть, никого не оставила равнодушным. Если Вам не трудно, уточните,пожалуйста, как именно вычисляется степень сложности учебной нагрузки в вашем вузе и как оценивается написание учебно-методического комплекса. (Так уж получается, что про Японию и остров Родос мы всё знаем, а вот что вокруг...). Анастасия Владимировна.

02 / 05 / 2013 - 17:41

Уважаемая Анастасия Владимировна! Спасибо за Ваш отзыв и оценку работы. Степень сложности учебной нагрузки мы определяли как отношение количества часов аудиторной нагрузки к общему количеству часов учебной нагрузки, умноженное на сто. Скорее всего будем еще дифференцировать этот показатель, например учитывать особенности студенческой аудитории (занятия с иностранными студентами, количественный состав аудитории). С уважением, Анненкова Ирина

02 / 03 / 2013 - 04:23

Уважаемая Ирина! Наличие большого количества комментариев само по себе указывает на актуальность темы доклада. Однако, по моему мнению, подход Ваш известен, он часто применяется в вузах Казахстана, причем традиционно рейтинг подсчитывается отдельно по должностям ППС. В Казахском национальном аграрном университете в свое время был введена рейтинговая система, в котрой критерием служила степень выполнения индивидуального плана преподавателя - основного документа на текущий учебный год. Это первое. Второе: группа экспертов оценивает педагогическое мастерство преподавателя, при этом основной упор делается на применение преподавателем инновационных технологий обучения, собственных методических материалов для проведения занятий (презентаций, раздаточного материала и т.п.). С уважением Наби Ыскак

02 / 03 / 2013 - 20:26

Уважаемый Наби Ыскак! Спасибо за Ваш комментарий. Наш подход, действительно известен и используется многими вузами, в том числе и в Украине. Мы используем накопительную систему, потому что индивидуальный план преподавателями, как правило, выполняется и перевыполняется. Нашей целью, кроме составления рейтинга преподавателей, было еще и выявление соотношения видов деятельности в структуре деятельности для каждой группы преподавателей (на наш взгляд, оно должно быть определенным для каждой группы, хотя не строго обязательным), а также организация мониторинга для отслеживания динамики изменений в деятельности преподавателя, потому что только в этом случае можно говорить о каких-то тенденциях и делать какие-то выводы. На наш взгляд, оценка экспертами педагогического мастерства должна сочетаться с оценкой преподавательской деятельности студентами, что мы проводим, но в общем рейтинге преподавателя пока не учитываем. С уважением, Анненкова Ирина.

02 / 03 / 2013 - 00:13

Уважаемая Ирина! Вы рассматриваете проблему создания в вузе адаптируемой системы рейтингового оценивания качества деятельности профессорско-преподавательского состава. Описываете методику ранжирования показателей результативности деятельности преподавателей. Тема актуальна. Потому что, нет вуза, где бы не занимались этой проблемой! Спасибо за статью!

02 / 02 / 2013 - 15:05

Aвтор статьи рассматривает вопрос рейтенговой оценки деятельности ППС, что на сегодняшний день является очень актуальной проблемой в вузах. Объективное качественное и количественное оценивание результатов его структурных подразделений, факультетов, кафедр, сотрудников и преподавателей одна из самых серьезных, глубоких и острых моментов современного образования. Делая выводы в отношении решения этой задачи, автор предлагает учитывать способность и адекватность самооценки, поиск способов мониторинга и реальных механизмов эффективного управления. Успехов Вам!

02 / 02 / 2013 - 08:15

Добрый день Ирина. В Вашей статье рассматривается вопросы рейтинга преподавателей, которым сейчас занят каждый вуз Украины. Вами выдвинуты интересные идеи относительно рейтинговой оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава. Хотелось бы услышать про оценивание не только количественной но и качественной роботы профессорско-преподавательского состава. Какой математической моделью Вы пользуетесь при обработке ваших данных? В Вашей анкете «Анкета для оценивания качества работы преподавателей» используются очевидные и общепринятые показатели, не могли бы Вы их перечислить. С Уважением Пётр Сергеевич Атаманчук.

02 / 05 / 2013 - 19:30

Уважаемый Петр Сергеевич! Спасибо за внимание к моей работе. Качественную оценку работы преподавателей мы будем рассматривать в наших дальнейших публикациях. Математическая модель строилась исходя из того, рейтинг каждого преподавателя состоит из четырех параметров, каждый из которых имеет определенное количество критериев, каждому из которых присваивается тот или иной балл. Модель расчета рейтинга строилась на основе расчета среднего рейтинга и установления четырех уровней рейтинга относительно среднего значения Распределение результатов являлось нормальным. С уважением, Ирина.

02 / 02 / 2013 - 06:15

Уважаемая Ирина! Ни одного преподавателя вуза не может оставить равнодушной поднятая Вами проблема. Но, с нашей точки зрения, вопрос рейтинговой оценки деятельности преподавателя до сих пор ни методологически, ни теоретически не разработан в должной мере. Вы верно отмечаете, что труд преподавателя относится к разряду творческих видов профессиональной деятельности. Почему же тогда в основе оценки только количественные показатели? Да и их перечень - вопрос весьма дискуссионный. В частности, очень интересно узнать, как Вы оцениваете степень сложности учебной нагрузки? И еще хотелось бы понять, какие условия создаются в вузе для профессиональной самореализации преподавателя? В целом Вы изложили свои подходы убедительно, чувствуется Ваше неравнодушное отношение к этой проблеме. Желаем дальнейших успехов.

02 / 05 / 2013 - 19:41

Уважаемая Ирина! Спасибо за высказанную Вами оценку и пожелания. Количественные показатели позволяют более объективно оценить деятельность преподавателя, безусловно их необходимо использовать в сочетании с качественной оценкой. Перечень параметров и критериев количественной оценки, на наш взгляд, универсальным быть не может, хотя должен быть какой-то необходимый минимум, остальное должно определяться спецификой и приоритетами вуза. Степень сложности учебной нагрузки мы определяли как отношение количества часов аудиторной нагрузки к общему количеству часов учебной нагрузки, умноженное на сто. Об условиях для профессиональной самореализации преподавателя мы расскажем в дальнейших публикациях. С уважением, Ирина

02 / 01 / 2013 - 20:22

Уважаемая Госпожа Ирина! Поднятая Вами проблема мониторинга качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава есть актуальна, но ново! А в тоже время противоречива и дискутабельна и определенного интереса у меня не вызвала. Хочу спросить: 1) каким методом были Вами рассчитаны и что положено в базис показателей общих среднего, максимального и минимального рейтингов, показателей среднего, максимального, минимального рейтингигов по основным направлениям деятельности преподавателей, а также показателей разброса баллов в каждой категории профессорско-преподавательского состава. 2) на какие условия эффективного внедрения системы рейтингового оценивания качества деятельности профессорско-преподавательского состава вуза Вы опираетесь вдокладе. 3) что конкретно дает, по Вашему мне нию, рейтинг преподавателю, кафедре, факультету, вузу? Один по рейтингу выше, другой – ниже! Зарплата как была, так и есть! Уровень профессиональной подготовки у того, кто в хвосте - как был, так и остался; он как работал преподавателем – так и работает, посколько уволить его Нельзя, перевести на другую должность не имете права и т.д. А не обманываем ли мы сами себя этими рейтингами – делаем, потому что надо что-то делать, а результат этому НОЛЬ! С уважением проф. В.Рудень, Львов

02 / 03 / 2013 - 21:14

Уважаемый Василий Владимирович! Спасибо за Ваш отзыв на мою статью. Я, все-таки, надеюсь, что она не оставила Вас равнодушным, иначе не было бы столько вопросов. Для расчета рейтинга мы использовали накопительную систему баллов, максимальную и минимальную границу мы не ограничивали, весовые коэффициенты мы тоже пока не вводили. Мы считаем, что весовые коэффициенты должны быть свои не только каждого вуза, но и для каждой категории преподавателей. Что касается эффективности рейтинга, то это - один из способов оценки деятельности преподавателя, который позволяет ему оценить свое место среди других преподавателей. Сам по себе он не плох, ни хорош, все зависит от того как мы к нему относимся, и какие выводы мы делаем из полученных результатов. Мониторинг качества деятельности преподавателей позволяет выявить сильные и слабые стороны в управлении и организации деятельности вуза и служит основой для принятия управленческих решений, в том числе и относительно мотивации деятельности преподавателей, а это не только зарплата. Кроме того, многое зависит от воли и готовности руководства вуза принимать соответствующие управленческие решения. Если декан факультета или заведующий кафедрой формально относятся к проведению рейтингового оценивания, им не интересно узнать более подробные результаты, то конечно, эффективность будет ноль. С уважением, Анненкова Ирина.

Профессорско-преподавательский состав является визитной карточкой любого учебного заведения высшего звена. Для того чтобы в вузе внедрялись инновационные технологии, у преподавателей должен быть не только высокий интеллектуальный уровень, но и желание развивать и совершенствовать свои практические навыки и умения. Именно поэтому министерством образования было принято решение о проведении модернизации российской высшей школы.

Требования времени

Профессорско-преподавательский состав вуза должен разрабатывать учебно-методические материалы, учитывая современные реалии. Пособия, учебники, тесты, различные методические материалы, по которым они будут читать студентам лекции, проводить практические занятия, утверждаются ректором высшего учебного заведения. Профессорско-преподавательский состав должен иметь собственные публикации в научных журналах, газетах. Материалом могут быть результаты научных исследований, проведенные диагностики, аналитические эксперименты.

Состав кафедры

В структуре профессорско-преподавательского состава любой классической кафедры в вузе обязательно есть заведующий (непосредственный руководитель кафедры), а также его заместители по научной и учебной работе. Кроме того, предполагается определенный профессорско-преподавательский состав, а также назначается заведующий учебно-методическим кабинетом. Кафедра должна обеспечивать преподавание тех научных дисциплин, которые для нее считаются профильными. Должно быть организовано обучение по очной, заочной, а также очно-заочной форме, по полным и сокращенным программам обучения, которые полностью соответствуют основным образовательным уровням специальностей в рамках новых федеральных образовательных стандартов, созданных для высшей школы.

Особенности современного преподавания

В связи с разработкой и внедрением в высшую школу федеральных образовательных стандартов существенно изменилась структура образовательного процесса. Если раньше профессорско-преподавательский состав выступал в качестве основного лектора, ведущего во время занятий монолог, то по новым требованиям обучение должно базироваться на основе диалога между студентом и преподавателем.

Тьюторское обучение

Профессорско-преподавательский состав выступает теперь в высшей школе в роли тьюторов, которые сопровождают студентов, развивающихся по индивидуальным образовательным технологиям. Особое внимание в настоящее время отводится проектной и научно-исследовательской работе со студентами. Помимо ведения лекций, профессора проводят и лабораторные практикумы, выявляя талантливых и одаренных студентов, с которыми они ведут индивидуальную работу.

Современные технологии, применяемые в отечественной высшей школе, ставят перед работниками профессорско-преподавательского состава новые задачи, кроме того, они предъявляют к ним дополнительные требования.

Например, профессора ведут дистанционные занятия, читают лекции тем студентам, которые по разным причинам не могут посещать обычные дневные занятия. Оперативное индивидуальное общение студента и преподавателя с применением инновационных компьютерных технологий является основой успешного обучения в рамках ДОТ.

Методика определения эффективности вуза

Профессорско-преподавательский состав университета проходит специальные квалификационные испытания, по результатам которых подтверждается высокий уровень профессионализма каждого преподавателя. Кроме того, в настоящее время существует специальная методика, разработанная в рамках новых стандартов для проверки уровня знаний выпускников высшей школы. Именно эти результаты считаются достоверными и адекватно отображающими качество обучения, уровень профессионализма преподавательского состава. В образовательных учреждениях есть время, которое отводится на изучение определенных дисциплин. Вне зависимости от того, какую педагогическую технологию использует в своей работе профессор либо этот показатель используется для вычисления основной нагрузки преподавателей.

Варианты должностей

Что представляет собой профессорско-преподавательский состав? Должности, причисляемые к ППС, в каждом высшем учебном заведении определяются в зависимости от Устава и правил внутреннего распорядка. Но в любом случае на каждой кафедре в престижном вузе преподают профессора профильных или смежных наук, кандидаты, доценты.

Процентное соотношение зависит от престижности учебного заведения, его материальной базы. Замещение профессорско-преподавательского состава осуществляется только по приказу ректора учебного заведения, если на это есть веские причины. Численность преподавателей определяется количеством групп, часов, отводимых на изучение учебной дисциплины.

Инновации в высшем образовании

После внедрения дистанционных технологий в высшую школу стали возникать проблемы, связанные с комплектованием преподавательского состава. Серьезное влияние на слушателей в высшей школе оказывает профессионализм и компетентность преподавательского профессорского состава. При проведении оценки эффективности преподавательской деятельности можно обеспечить полноценную работу системы мониторинга и управления качеством образования, контролировать кадровый потенциал, анализировать эффективность распределения нагрузки, определять и развивать новые педагогические методики в деятельности преподавательского состава.

Новые веяния в высшей школе

Для того чтобы осуществлять модернизацию российского высшего образования, эффективно внедрять на этой ступени новые федеральные образовательные стандарты, было проанализировано положение в профессорско-преподавательском составе, определены требования, которые должны предъявляться к сотрудникам высших учебных заведений.

Качество подготовки магистров, бакалавров, специалистов влияет на состояние экономики страны, поэтому была введена в высшей школе В настоящее время используются пространственные формулировки, характеризующие преподавателя высшей ступени обучения.

Среди важнейших задач, поставленных перед ректорами вузов отметим требование принять управленческие решения, касающиеся кадровой, финансовой, организационной политики.

Мониторинги преподавательского состава

В данный момент разрабатывается автоматизированная рейтинговая система, которая будет анализировать уровень профессорско-преподавательского состава. В некоторых вузах уже используются ее элементы, позволяющие ректору вести кадровую и финансовую политику. Что должно быть учтено при определении профессионализма профессоров и кандидатов наук, читающих лекции будущим магистрам и бакалаврам?

Среди множества параметров в первую очередь отметим:

  • ученое звание (научная степень);
  • членство в различных научных академиях;
  • отраслевые награды;
  • премии;
  • присутствие в составе ученого совета факультета, диссертационного комитета;
  • членство в иностранных обществах, редколлегиях профильных журналов.

Показатели для определения качества работы преподавателя определяются по итогам экзаменационных сессий, результатам производственных студенческих практик, защиты курсовых работ, количеством публикаций студентов, по методической работе.

Учитывая большое количество критериев, многоуровневость, разную значимость показателей, в каждом отдельном высшем учебном заведении РФ формируются свои собственные положения, по которым определяется результативность и эффективность деятельности преподавательского состава.

Заключение

В связи с переходом на новые стандарты, в российском высшем образовании происходят серьезные реформы. Они касаются не только перевода студентов на два варианта обучения: бакалавриат и магистратуру. Существенные преобразования наблюдаются и в преподавательском составе. Введение приведет к неизбежному обновлению (омолаживанию) преподавателей высших учебных заведений. На данный момент в российских вузах преподает около 75 процентов профессоров, возраст которых превышает 60 лет. Безусловно, преобразования нужны, но на каждой кафедре бережно хранят традиции и стараются использовать по максимуму творческий потенциал специалистов высокого качества, которые обладают «старой закалкой».

Ассистент

Должностные обязанности. Организует и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя (куратора дисциплины) принимает участие в разработке методических пособий, лабораторных работ, практических занятий, семинаров. Организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Преподаватель

Должностные обязанности. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

Старший преподаватель

Должностные обязанности. Организует и проводит учебную, воспитательную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Проводит все виды учебных занятий, учебной работы. Осуществляет контроль качества проводимых ассистентами и преподавателями учебных занятий. Разрабатывает рабочие программы по преподаваемым дисциплинам. Комплектует и разрабатывает методическое обеспечение преподаваемых дисциплин или отдельных видов учебных занятий и учебной работы. Принимает участие в научно-исследовательской работе обучающихся (студентов, слушателей), руководит их самостоятельной работой по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий и учебной работы, участвует в профессиональной ориентации школьников. Оказывает методическую помощь ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Принимает участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по соответствующей специальности. Принимает участие в развитии и совершенствовании материально-технической базы кафедры. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий, соблюдение ими правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Принимает участие в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей). Принимает участие в подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, разработке рабочих программ и других видов учебно-методической работы кафедры или иного структурного подразделения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации; основы экологии, права, социологии; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.

Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета). Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов. Руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества. Осуществляет контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине. Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Разрабатывает рабочие программы по курируемым курсам. Принимает участие в научно-методической работе кафедры (факультета) в составе методической комиссии по соответствующей специальности. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, включая международные. Разрабатывает методическое обеспечение курируемых дисциплин. Принимает участие в повышении квалификации начинающих преподавателей, в овладении ими преподавательского мастерства и профессиональных качеств, оказывает им методическую помощь, организует и планирует самостоятельную работу студентов, преимущественно магистров. Организует и занимается профессиональной ориентацией школьников по специализации кафедры. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Принимает участие в развитии материально-технической базы кафедры, разрабатывает учебники и учебно-методические пособия и описания лабораторных работ и практических занятий по преподаваемым дисциплинам, в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей). Руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).

Профессор

Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой магистров (специалистов). Руководит научно-исследовательской работой по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность. Привлекает к выполнению научно-исследовательской работы в установленном порядке преподавателей, учебно-вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов, слушателей) кафедры и специалистов других структурных подразделений образовательного учреждения. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает рабочие учебные программы по курируемым дисциплинам, руководит их разработкой другими преподавателями. Присутствует на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах по курируемым дисциплинам. Участвует в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования, а также в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета образовательного учреждения. Контролирует методическое обеспечение курируемых дисциплин. Осуществляет руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций и иного методического материала по курируемым дисциплинам, непосредственно участвует в их разработке, в подготовке их к изданию. Вносит предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры (факультета). Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных. Организует, планирует и руководит самостоятельной работой обучающихся (студентов, слушателей) по курируемым дисциплинам, их научно-исследовательской работой, студенческим научным обществом на кафедре (факультете), профессиональной ориентационной работой школьников по специальностям кафедры. Принимает активное участие в повышении квалификации преподавателей кафедры, оказывает им необходимую методическую помощь в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Участвует в работе выборных органов или структурных подразделений образовательного учреждения по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета). Читает авторские курсы по направлению научных исследований кафедры (факультета).

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.

Заведующий кафедрой

Должностные обязанности. Разрабатывает стратегию развития деятельности кафедры по направлениям подготовки, укрепляет и развивает внешние связи с работодателями и органами управления образованием. Осуществляет анализ рынка образовательных услуг и рынка труда по направлениям подготовки специалистов на кафедре. Формирует предложения по улучшению ведения учебного процесса по профилю кафедры. Организует межфакультетское, межвузовское, международное взаимодействие преподавателей кафедры. Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает систему качества подготовки специалистов на кафедре. Определяет педагогические методы и средства обучения в целях обеспечения высокого качества учебного процесса. Организует проведение и контролирует выполнение всех видов учебных занятий по всем формам обучения. Присутствует на учебных занятиях, а также на экзаменах и зачетах по выбору. Регулярно проводит заседания кафедры по обсуждению запланированных и текущих вопросов учебной, научной, методической деятельности работников кафедры и воспитательной работы. Подготавливает заключения по учебным программам и дисциплинам кафедры, по учебным программам других кафедр факультета и образовательного учреждения. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на кафедре в установленном образовательным учреждением порядке и объеме. Представляет на утверждение декану факультета (директору института) планы работы кафедры и индивидуальные планы работы преподавателей кафедры. Осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между работниками кафедры и контролирует своевременность и качество их исполнения. Осуществляет выбор современных технических средств обучения при проведении учебных занятий и обеспечивает возможности их использования. Организует и осуществляет контроль за ознакомительной, учебно-производственной и другими видами практики обучающихся (студентов, слушателей), курсовыми и дипломными работами. Обеспечивает проведение курсовых экзаменов и зачетов, а также промежуточных испытаний обучающихся (студентов, слушателей) по отдельным предметам; анализирует их результаты и докладывает о них на заседаниях кафедры. Организует по поручению руководства факультета проведение научно-исследовательской работы на кафедре, рассматривает диссертации, представляемые к защите работниками кафедры или соискателями ученой степени. Руководит научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей). Организует обсуждение завершенных научно-исследовательских работ и результатов возможности их внедрения. Обеспечивает возможность опубликования сведений о достигнутых научных результатах. Обеспечивает составление заключений на учебники, учебные и учебно-методические пособия. Организует работу и принимает непосредственное участие в подготовке учебников, наглядных пособий и учебно-методических материалов кафедры. Контролирует качество и выполнение индивидуальных планов преподавателей кафедры и иных работников. Ведет педагогическую и научно-исследовательскую работу на кафедре. Изучает, обобщает и распространяет опыт работы преподавателей кафедры, обеспечивает учебную и методическую помощь начинающим преподавателям кафедры. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров. Планирует повышение квалификации преподавателей кафедры. Участвует в работе учебно-методических комиссий образовательных учреждений по направлениям подготовки, устанавливает связи с другими образовательными учреждениями и иными организациями в целях оказания научно-методической помощи. Принимает участие в международной деятельности кафедры, факультета образовательных учреждений, устанавливает и поддерживает международное сотрудничество по профилю кафедры с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями. Участвует в разработке штатного расписания кафедры образовательного учреждения. Обеспечивает составление и хранение всех видов документации и отчетности по итогам деятельности кафедры. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; теорию и методы управления образовательными системами; государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям; нормативные документы, регламентирующиестатус научных, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, особенности регулирования их труда; основы управления персоналом; основы экологии, экономики, права, социологии; финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения; основы административного, трудового законодательства; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет.

Декан факультета (директор института)

Должностные обязанности. Разрабатывает стратегию развития факультета (института), обеспечивает систематическое взаимодействие с работодателями, органами государственной и исполнительной власти, органами управления образованием, организациями, учреждениями, предприятиями. Изучает рынок образовательных услуг и рынок труда по направлениям (специальностям) подготовки специалистов на факультете (институте), обеспечивает учет требований рынка труда в образовательном процессе на факультете (институте). Руководит учебной, методической, воспитательной и научной работой на факультете (в институте). Возглавляет работу по созданию и реализации на практике профессиональных образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов. Организует работу по созданию научно-методического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Участвует в разработке системы качества подготовки специалистов. Координирует деятельность заведующих кафедрами образовательного учреждения, обучающихся (студентов, слушателей) и аспирантов факультета (института). Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на факультете (в институте), в установленном образовательным учреждением порядке и объеме. Представляет на утверждение руководству образовательного учреждения учебные планы и программы обучения обучающихся (студентов, слушателей), программы курсов на факультете (в институте); тематику и программы дисциплин по выбору и факультативных предметов. Утверждает индивидуальные планы обучения обучающихся (студентов, слушателей), темы дипломных и диссертационных работ. Участвует в разработке штатного расписания факультета (института) с учетом объема и форм выполняемых на факультете (институте) педагогической, учебно-воспитательной и других видов работ. Организует и проводит профессионально-ориентационную работу и обеспечивает прием обучающихся (студентов, слушателей) на факультет (в институт), осуществляет руководство их профессиональной подготовкой. Руководит работой по составлению расписания учебных занятий, приему экзаменов, зачетов, контролирует и обобщает их результаты. Контролирует и регулирует организацию учебного процесса, учебных практикумов и иных видов практик; осуществляет координацию деятельности учебных и научных подразделений, входящих в состав факультета (института). Организует контроль и анализ самостоятельной работы обучающихся (студентов, слушателей), выполнение индивидуальных образовательных профессиональных программ. Осуществляет перевод обучающихся (студентов) с курса на курс, а также допуск их к экзаменационным сессиям. Дает разрешение на досрочную сдачу и пересдачу курсовых экзаменов. Принимает решение о допуске обучающихся (студентов) к сдаче государственных экзаменов, к защите выпускной квалификационной (дипломной) работы. Осуществляет работу в составе комиссии по итоговой государственной аттестации выпускников факультета, приемной комиссии факультета (института). Представляет к зачислению, отчислению и восстановлению обучающихся (студентов, слушателей). Назначает стипендии обучающимся (студентам) факультета (института) в соответствии с положением о стипендиальном обеспечении обучающихся (студентов). Осуществляет общее руководство и координацию научно-исследовательской работы обучающихся (студентов, слушателей), проводимой на кафедрах, в лабораториях, научных студенческих кружках, научных студенческих обществах. Организует связь с выпускниками, изучение качества подготовки специалистов, выпускаемых факультетом (институтом). Руководит работой по трудоустройству выпускников факультета (института). Обеспечивает внедрение новых технологий обучения и контроля знаний обучающихся (студентов, слушателей), обеспечивает в процессе их обучения внедрение дифференцированной и индивидуальной подготовки. Возглавляет работу по формированию кадровой политики на факультете (в институте), осуществляет совместно с заведующими кафедрами подбор кадров профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, организует повышение их квалификации. Организует и проводит учебно-методические межкафедральные совещания, семинары, научные и научно-методические совещания и конференции. Организует, контролирует и принимает участие в международной учебной и научной деятельности факультета (института) в соответствии с уставом образовательного учреждения. Руководит работой совета факультета (института), осуществляет разработку планов работы факультета (института), координацию их с планами работы образовательного учреждения, несет ответственность за их выполнение. Руководит подготовкой заседаний ученого совета факультета (института). Осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета (института), координирует их рецензирование, организует издание учебно-методической литературы. Участвует в учебной и научно-исследовательской работе факультета (института), обеспечивает выполнение научной работы и подготовку научно-педагогических кадров, отчитывается о своей работе перед ученым советом факультета (института) образовательного учреждения по основным вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической деятельности факультета (института). Организует работу и осуществляет контроль над научно-методическим сотрудничеством кафедр и других подразделений факультета (института) с учебными заведениями, предприятиями и организациями. Обеспечивает связь с однопрофильными образовательными учреждениями с целью совершенствования содержания, технологии и форм организации обучения обучающихся (студентов, слушателей). Организует составление и представление факультетом (институтом) текущей и отчетной документации руководству образовательного учреждения, в органы управления образованием. Проводит работу по укреплению и развитию материально-технической базы факультета (института). Присутствует на учебных занятиях по выбору, а также при проведении экзаменов и зачетов. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками факультета (института) правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; методы и способы использования образовательных технологий, включая дистанционные; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям; нормативные документы, регламентирующие статус научных работников, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; особенности регулирования труда педагогических работников; основы управления персоналом, проектами; основы экологии, экономики, права, социологии; финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений; основы административного, трудового законодательства; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет, наличие ученой степени или ученого звания.

Применительно к системам управления образованием развиваются два основных подхода: первый — на основе построения иерархии функций системы и представления основных результатов в виде «пирамиды качества»; второй — на основе использования группы стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, 9001, 9004. Реализация Закона Российской Федерации «Об образовании» 1992 года, разработка Национальной системы оценки качества образования в России, проведение аттестации и аккредитации учебных заведений, введение Государственных образовательных стандартов актуализирует проблему оценки качества преподавания в высших учебных заведениях. В соответствии с Положением о внутривузовской системе менеджмента качества подготовки специалистов следует проводить мониторинг как общей компетентности ППС, так и уровня реализации ими компетентностного подхода в обучении студентов, как показателя качества образования.

Роль профессорско-преподавательского состава вузов в обеспечении качества образования

Анализ существующих подходов показал, что преимущественно под термином «качество образования» понимается степень (мера) соответствия определенной совокупности характеристик образования (как системы, процесса и результата) установленным, предполагаемым или обязательным потребностям (ожиданиям). На этом основании, управление качеством образования есть воздействие на него, как на систему (процесс, результат) с целью перевода определенной совокупности характеристик из известного начального состояния в требуемое конечное состояние. Можно рассматривать два аспекта качества в образовании. Первый характеризует компетенции выпускников вуза в соответствии с запросами заказчиков и требованиям государственных стандартов. Второй, отражает системные возможности обеспечения квалификационных характеристик выпускников и подразумевает, что качество результатов определяется качеством процессов и ресурсов вуза. И если раньше превалировал первый аспект, то сейчас стремительно возрастает роль второго.

Система образования, реализуемая в отдельном вузе, являясь инерционной, и обладая отложенными последствиями от воздействий, должна стремиться к адекватному прогнозу своего развития и предупреждению возникновения процессов снижающих качество ее функционирования. В структуре системы образования можно выделить триаду: субъект-инструмент-объект. Субъектом являются руководители учебного заведения, как лица принимающие решения. В качестве инструмента будем рассматривать профессорско-преподавательский состав, объектом определим студентов, обучающиеся в вузе. К основным задачам обеспечения качества высшего образования относится соответствие профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов современным требованиям к преподавательской деятельности . Какие бы реформы не проводились в образовательной среде — они замыкаются на педагоге как исполнителе. По уровню педагогического кадрового потенциала судят о качестве деятельности вуза, одновременно он является одним из основных объектов управления в условиях модернизации высшего образования.

Согласно сложившейся в России вузовской структуре преподаватели распределены по кафедрам с закреплением дисциплин и учебных поручений, соответствующих его квалификации, и имеет возможность периодически проходить курсы повышения квалификации и самосовершенствоваться. Вуз также гарантирует, что в случае приема на работу новых сотрудников, они будут обладать высоким уровнем профессиональных знаний и необходимым спектром компетенций. Безусловно, большинство преподавателей обладают полноценными знаниями в предметной области, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного процесса. Однако, успешность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы обусловлена не только предметными знаниями, но и определенным уровнем общекультурных компетенций, соотношением личностных психологических факторов, выступающих в качестве компонентов единой системы его деятельности. С точки зрения В.И. Слободчикова, профессионал способен не только реализовывать деятельность, но и «рефлексировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры». Профессиональная самореализация связана с социальной жизнью преподавателя, которая во многом определяется его квалификаций и профессиональным стажем. В ряду причин влияющих на снижение уровня личностно-профессионального развития можно указать:

  • отсутствие способности к прогнозированию собственного поведения;
  • низкая ответственность перед собой;
  • неспособность принятия адекватных ситуации решений;
  • незаинтересованность в результатах своей деятельности.

Разрешение указанных кризисов кроется в мобилизационных способностях педагога, его волевых качествах, ценностных ориентациях, компетентной реакции на ситуации в педагогической деятельности, способности вносить коррективы в повседневную практику. Эффективность педагогической деятельности зависит от психологических особенностей преподавателя, его ценностей и ценностных приоритетов, определяющих аксиологические и акмеологические аспекты его профессионализма.

Система управления развитием профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов

В этой связи необходимо построить последовательную систему управления . Во-первых , для придания способности гибкого, упреждающего реагирования на существующие и перспективные потребности образования. Во-вторых , повышения роли вузовской науки в фундаментальных и прикладных исследованиях в тесной связи с повышением квалификации профессорско-преподавательского состава. В-третьих , для соответствия уровня педагогических кадров содержанию образовательных стандартов новых поколений требующих адаптации к современной специфике подготовки выпускников.

В современной психологии и педагогике проводятся исследования по изучению особенностей преподавателя как субъекта профессиональной деятельности. По мнению Л.М. Митиной низкий уровень самосознания обусловливает ситуативный тип поведения педагога, при котором преобладают материальные ценности, а мотивы функционируют единичным образом и не создают единой направленности в действиях. Это предопределяет пассивную, несамостоятельную, адаптивную профессиональную позицию. Высокий уровень самосознания обеспечивает такой личностный тип поведения, при котором педагог осознанно относится к своим внутренним и внешним побуждениям, принимает и отвергает их уже в качестве собственных мотивов поведения и деятельности. Стоит обратить внимание на тот факт, что проблемы, связанные с определением и обоснованием путей развития и поддержки профессионализации педагога, как важнейшей составляющей педагогической деятельности, изучены недостаточно. Научные исследования преимущественно ориентированы на подготовку будущих преподавателей или развитие профессиональных компетенций для работы с отдельными категориями обучающихся. При этом, результатами социологических опросов установлено, что значительное число преподавателей имеют нечеткое представление о тенденциях в педагогике, не владеют технологиями создания и применения современных методик для обеспечения образовательных результатов в формате компетенций.

Внедрение результатов педагогических исследований предполагает: адекватную постановку и проведение педагогических экспериментов, специальное ознакомление практических работников с полученными данными, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов на практике. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной, методической, консультативной помощи со стороны специалистов. Внедрение новых форм, методик, педагогических технологий требуется четкого понимания того, как их осваивать и сопровождать. Принимая во внимание и тот факт, что значительная часть ППС высших учебных заведений (особенно не педагогических) не имеет специального педагогического образования, сформировать, развить и актуализировать их деятельность в полной мере – важная задача управления современным вузом.

Неудачи и недостатки в деятельности педагогов зачастую связаны с неподготовленностью. Во многом это объясняется недостаточным осознанием важности педагогической компетентности у большинства ППС. А ведь развитие профессиональной компетенции педагога можно рассматривать как одно из важных условий образования. Готовность педагога к современной образовательной деятельности включает развитость необходимых личностных качеств, таких как — большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству, а также специальных — знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение их разрабатывать, анализировать и выявлять недостатки. Однако, чаще всего повседневная рабочая деятельность носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин:

  • привычное формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к изменениям;
  • отсутствие мотивации;
  • невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.

Рациональный выбор педагогического взаимодействия со студентами требует не только оценки возможной полезности, но и анализа внутренних условий для внедрения, а также прогноза, как нововведение впишется в педагогическую систему вуза. У многих преподавателей повышение педагогической квалификации вызывает неполное понимание, затруднения и, как следствие, отрицание. Кому-то необходима психологическая поддержка; часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций педагогов — практиков, от участия в семинарах; многие готовы пройти повышение квалификации по этому направлению. Положительное значение может иметь желание избежать негативной оценки при аттестации, избрании на должность, а также некоторые другие стимулы морального и материального плана. Не отрицая доминирующей роли внутренних мотивов, нельзя недооценивать и роль мотивов, связанных с внешними стимулами. Среди них отметим одобрение коллег, заинтересованность руководителей вуза и его подразделений.

Мониторинг педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вузов

ППС представителями службы менеджмента качества вуза может быть ориентировано на две группы показателей: квалификационные характеристики каждого преподавателя и качество проведения им учебного занятия. С целью получения квалификационной характеристики преподавателя определены и систематизированы информативные признаки для разных категорий преподавателей, отражающие уровни их профессионализма. Эти признаки положены в основу расчета рейтинговой оценки, позволяющей объективно обосновать индивидуальный выбор программы повышения квалификации. Рейтинговая оценка представляет собой обобщенный вывод о результатах деятельности педагога на основе качественного и количественного анализа. Под термином «рейтинговая оценка» понимается место объекта в классификации, проведенной на основе какого-либо признака. В методологическом плане выделяются два основных подхода к построению комплексных рейтинговых оценок: базовый статистический и экспертный. При построении оценочной системы на разных ее этапах были использованы оба метода. Для определения рейтинга профессионализма педагогических кадров выбран тип «упорядоченный рейтинг», класс — экспертный и применен метод «эталонного объекта» или «метод расстояний», поскольку в его основе лежит идея определения расстояния от каждого объекта исследуемой совокупности до «эталонного» .

  1. Исходные данные представляются матрицей, где по строкам записаны номера показателей (i = 1,…, n ), а по столбцам — номера объектов персоналии ППС (j = 1, .., т).
  2. Формируется «эталонный объект». Например, для каждого из п выбранных показателей находится максимальное значение.
  3. Исходные данные матрицы (a ij ) стандартизируются в отношении соответствующего показателя «эталонного объекта».
  4. Для каждого анализируемого объекта значение рейтинговой оценки определяется по формуле:

где (i ) — номера частных показателей, (j ) номер оцениваемого объекта, х ij — стандартизированные i показатели состояния j -го объекта.

  1. Наилучший рейтинг имеет объект с минимальным значением ρ (т.е. объект, показатели которого наиболее близки к выбранному эталону).

Подготовка к упорядоченному ранжированию предполагает набор показателей (или группы показателей), подвергающихся экспертной оценке. Частными показателями, определяющими профессионализм ППС, определены:

  • научные публикации по вопросам образования, изданные в рецензируемых сборниках, по перечню РИНЦ и ВАК;
  • практико-ориентированные публикации по образовательным методикам, методам и технологиям, фондам оценочных средств, а также способам их внедрения в учебный процесс;
  • участие в научно практических и методических семинарах, конференциях и т.д. разного уровня;
  • знание инновационной составляющей в педагогике знаю «З»
  • практическое применение современных методик преподавания применяю «П» (источник: экспертиза разработанных УМК по соответствующим выделенным разделам и позициям);
  • научно-обоснованные авторские педагогические разработки методик, методов и технологий, оценочные средства разрабатываю самостоятельно «Р» (источник: экспертиза разработанных УМК по соответствующим выделенным разделам и позициям);
  • результаты педагогических экспериментов по внедрению новаций в образовательный процесс внедряю «В» (источник: отчеты и акты проведения педагогических экспериментов внутри кафедры);
  • тиражирование и популяризация апробированных эффективных авторских разработок среди преподавателей как внутри кафедры, так и среди других кафедр и факультетов тиражирую (распространяю) «Т» (источник: отчеты и акты внедрения).

Анализ спектра рейтинговых значений позволяет провести дополнительную классификацию и определить три категории ППС для определения уровневых программ повышения квалификации. Категория 1 — вводный уровень может быть рекомендован преподавателям, имеющим рейтинг «6-7», категория 2 — базовый уровень для рейтинговых значений от «3 до 5», категория 3- продвинутый , с рейтингом «2 или 1». Показателями развития профессионализма является приращение уровня индивидуального рейтинга в течение ряда лет после прохождения повышения квалификации, что отражается в специализированной базе данных отдела кадров. Программы повышения квалификации педагогических кадров должны быть адаптированы к различным уровням профессионализации педагогов (согласно рейтинговым оценкам), что даст возможность вариативности, как для обучающихся по программам повышения квалификаций, так и для ведущих эти занятия преподавателей.

Опыт ряда вузов показал, что анкетирование студентов является достаточно эффективным способом оценивания качества преподавания. Этот способ включает алгоритм проведения анкетирования; процедуру валидизации анкет методом групповых экспертных оценок; математико-статистическую обработку результатов анкетирования; совокупность этических требований к процедурам оценки деятельности преподавателя. Методика анкетирования позволяет выявить возрастающее внимание студентов на установку отношений преподаватель-студент, а также отследить динамику тенденций (увеличения, уменьшения) на каждом последующем курсе числа студентов, удовлетворенных (неудовлетворенных) деятельностью преподавателя по содействию в росте образовательных достижений. Один из вопросов анкеты характеризует желание студента в дальнейшем работать с данным преподавателем. Авторы этой методики отмечают, что, несмотря на высокую оценку педагогической деятельности преподавателя, многие из опрошенных студентов дальнейшее сотрудничество оценили баллом 0, то есть, высоко оценивая профессиональные качества, личностные качества преподавателя их не вполне удовлетворяют . Конечно же, каждый студент может думать, что угодно и отвечать на вопросы так, как он считает нужным, но если при анализе анкет прослеживаются определенные настроения, то это уже может характеризовать качество педагогической деятельности. С данным заключением не всегда соглашаются преподаватели, получившие невысокий балл. Они пытаются винить студентов (не желают учиться, занимаются посторонними делами, не достаточно воспитаны…) и условия, в которых приходится порой работать (тесная аудитория, малая зарплата, отсутствует возможность использования ТСО).

Применение методик анкетирования студентов должно учитывать академическую активность и личностную состоятельность студентов. Имеющие большое число пропусков учебных занятий не могут быть объективны в своих оценках, а, следовательно, либо должны быть исключены из числа респондентов, либо их оценки учитывать с пониженным весовым коэффициентом. Также надо учитывать, что студенты, являясь в образовательной системе единым объектом, существенно различаются по своим базовым знаниям, карьерным устремлениям, жизненному опыту. Каждый из них создает «фильтры», через которые воспринимает образование в целом.

Является ли полученная оценка объективной? Отражает ли она истинное положение вещей? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Каждое высшее учебное заведение, реализуя собственные программы менеджмента качества, использует свои методы оценок. Помня о том, что все-таки именно студент является основным звеном образовательного процесса, объектом на который направлено деятельность системы образования целесообразно шире проводить анкетирование с целью выявления их мнений о качестве обучения и учебной деятельности преподавателей по методикам типа «Преподаватель глазами студента». Но крайне важно понимать, что при использовании таких технологий в оценке профессиональной деятельности ППС необходимо руководствоваться рядом правил.

  1. Студент должен не просто оценивать деятельность преподавателя, а рассматривать педагога во взаимодействии с собой, как участника неделимого образовательного процесса.
  2. Экспертом может быть компетентный, корректный, сдержанный человек, обладающий высокими морально-этическими качествами, способный вести беседу, убеждать.
  3. Необходима психологическая подготовка преподавателя к анкетированию, чтобы он понимал, что оценивают его не просто как личность, а как элемент системы образования, несмотря на то, что не может быть преподавателя без индивидуальных, особых, личностных качеств. Одно накладывается на другое и формируется определенный тип профессионального облика.
  4. Оказать помощь в стремлении каждого преподавателя к самооценке, оценке коллег и студентов (это задача не одного дня). Сформировать у ППС желание положительного изменения в своей деятельности (сравниваю себя сегодняшнего с собой вчерашним и оцениваю свои достижения).
  5. Трансформирование информации, полученной в результате анкетирования:
    • руководитель подразделения должен знать существующие тенденции, но совсем не обязательно знакомить его со всеми полученными результатами;
    • преподавателю представляют позитивные направления его работы и в беседе, в разумной форме, предлагает обсудить вопросы, связанные с возникшими проблемами, лишь косвенно говоря о них.

В системе управления качеством образования в вузе обозначенные процедуры (рейтинговой оценки и анкетирования) выявляют соответствие режима функционирования ввуза и развития протекающих в нем процессов принятым управленческим решениям. Контроль дает систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и достигнутым результатом. Отметим основные задачи контроля:

  • экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и формулирование соответствующих выводов для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности;
  • оценка всех участников образовательного процесса, их конкретных результатов и формулирование рекомендаций для коррекции деятельности коллектива;
  • формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников образовательного процесса.

Система повышения квалификации ППС, направленная на развитие потенциала педагогических кадров вуза, должна предусматривать:

  • преемственность развития профессиональных качеств педагогических кадров, осуществление обучения в различных формах (мастер-класс, педагогическая мастерская, открытый семинар, индивидуальные и групповые формы творческого диалога, участие в научно-практических конференциях);
  • организационно-методическую поддержку педагогическим новациям;
  • использование децентрализованной структуры принятия решений, передача их значительной части решений по поводу педагогической деятельности на кафедры при должном разделении прав и ответственности;
  • разработку и последовательную реализацию адекватных форм и методов стимулирования научно-педагогического роста ППС.

Заключение

Существенными условиями действенного менеджмента качества в вузе являются систематический контроль и анализ объективных данных на всех иерархических уровнях, поскольку процесс управления может быть действенным только при наличии устойчивой обратной связи, обеспечивающей надёжную информацию о состоянии всех подсистем и процессов. Функционирование системы управления образовательными процессами на уровне вуза обеспечит переход от анализа конкретных проблем к более широкому взгляду на качество образования, который расширяет возможности прогноза и позволяет своевременно отрабатывать превентивные меры. Это даст возможность перевести процесс управления в образовании с оперативного на стратегический уровень.