Пословицы о речи. Примеры. Красна речь поговоркой значение пословицы учитель начальных классов

Пословицы о речи. Примеры. Красна речь поговоркой значение пословицы учитель начальных классов

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Русская пословица

Семь
смертных грехов и семь добродетелей

Смирение



Еще нет смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать.
Иоанн Златоуст

Какую же ты обнаруживаешь спесь, притворяясь таким смиренным!
Платон


Писсарро К. Крестьянка чешущая шерсть



Откровенно говоря, я не вижу особого смысла превозносить смиренных и кротких. Когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими.
С. Батлер

    Смиренье - добродетель лишенного щедрот.
    Агахи
Силен смирением, богат нищетою.
Русская пословица
    Бедность и немудрого смиряет.
    Русская пословица
Разумный от стяжанья благ бежит в покой смиренья…
Хосров Дехлеви
    Смиренье - путь высоких мудрецов,
    Так гнется ветвь под тяжестью плодов.
    Саади
Что может быть выше поступка, обличающего щедрость в скряге, милосердие в мстительном человеке и смирение в гордеце?
П. Буаст

Тихо не лихо, а смирнее прибыльнее.
Русская пословица

    Будем благодарны тому, кто говорит нам о наших недостатках, ибо он учит смирению и открывает глаза на то, что люди считают нас достойными презрения. От презрения он, разумеется, не спасает, слишком много у нас других недостатков, зато готовит к делу исправления и уничтожения хотя бы этих.
    Б. Паскаль
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
Русская пословица
    Наука учит нас больше, чем евангелие, смирению. Она не может ни на что глядеть свысока, она не знает, что такое свысока, она ничего не презирает, никогда не лжет для роли и ничего не скрывает из кокетства. Она останавливается перед фактами, как исследователь, иногда как врач, никогда, как палач, еще меньше с враждебностью и иронией.
    А. И. Герцен
Мудрость многократно ближе к нам, когда мы склоняемся в смирении, чем когда парим в облаках.
У. Вордсворт

Конь налогом берет, человек - смиреньем.
Русская пословица

    Лучше овладеть со смирением малой долей здравого смысла, чем с самодовольством величайшими сокровищами наук. Нет ничего дурного в учености, и всякое знание чего бы то ни было приятно само по себе, но добрая совесть и добродетельная жизнь всегда должны быть поставлены впереди знаний.
    Фома Кемпийский
Никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду и, что еще важнее, к добросовестному приятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы…
А. И. Герцен

Ум во смирении.
Русская пословица

Умный смиряется, глупый надувается.
Русская пословица

Дурак головой вертит, умный смирно сидит.
Русская пословица

    Чтоб в мире сем и в мире том ты заслужил прощенье,
    Закон смирения усвой, под стать твоим предтечам.
    Агахи

Оглавление [Показать]

«Красна речь пословицей!» — говорит нам народная мудрость поговорки. Издавна, с незапамятных времён, в русском языке слово «красный» воспринималось как «красивый». Возможно, это произошло из-за любви к красному цвету. На Руси считали, что красный цвет – символ жизни, красоты, здоровья, солнца, любви, энергии, жизненной силы, цвет солнца, символ огня. Считалось — огонь обладает очищающими свойствами. Вот и пошло издревле: «Красна!» Значит красивая. Сейчас «Красна» в значении «красоты» мало употребляется. Но и в нашей жизни мы можем найти такие редкие слова. Например в пословицах, в поговорках… К примеру: «Красная девушка». Это не означает ведь, что она красная, а значит он красивая. Также как пример можно разобрать самую известную площади в России – «Красная площадь». Обозначает «Красивая, богатая.» Ну а теперь к поставленной задаче -«Красна речь пословицей!». Значит красива речь пословицей. Богата речь на пословицы.

  • Красен обед пирогами, река - берегами, сходка - головами.
  • Красен посул, да голоден.
  • Красна баба повоем, а корова удоем.
  • Красна весна, да голодна.
  • Красна весна цветами, осень - снопами.
  • Красна девка до замужества,
  • Красна дорога ездоками, а обед - едоками.
  • Красна пава пером, а жена - нравом.
  • Красна пава перьем, а жена - мужем.
  • Красна птица пением, а человек - умением.
  • Красна птица пером, а человек - умом.
  • Красна река берегами, а обед - пирогами.
  • Красна речь поговоркою.
  • Красна речь с пословицей.
  • Красна речь слушаньем.
  • Красна ягодка, да на вкус горька.
  • Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде.
  • Красненькая ложечка охлебается, и под лавкой наваляется.
  • Красно бранье отдачею.
  • Красно говорит, а слушать нечего.
  • Красно гумно стогами, а стол - пирогами.
  • Красно, да полиняло; умно, да поветшало.
  • Красно лето - зеленый покос.
  • Красно лето - никому не докучило.
  • Красно поле пшеном, а беседа-умом.
  • Красно поле снопами, а гумно - скирдами.
  • Красному яблоку червоточинка не укор.
  • Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку.
  • Красны займы отдачею, а наймы - уплатою.
  • Красны похороны плачем, свадьба - песнями.
  • Красный гроб не для покойника хорош.
  • Красен разговор, да не спор.
  • Красна речь поговоркой.
  • Красна речь пословицей.
  • Красна речь притчею (пословицей).
  • Красна речь умом.
  • Красна речь слушанием.
  • Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
  • Красна сказка складом, а песня - ладом.
  • Красно поле зерном, а беседа - умом.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • Красно поле рожью, а речь ложью.
  • Красное дерево редко, красное слово метко.
  • Красное слово всегда впору.
  • Красное слово не ложь.
  • Красное словцо всегда бывает остро.
  • Красное словцо не ложь.
  • Красную речь красно и слушать.
  • Красному утру не верь!
  • Красный день познается утром.
  • Красна ложечка с похлебочкой.
  • Красна ложка едоком, лошадь ездоком.
  • Красна милость и в правде.
  • Красна пава пером, а жена нравом.
  • Краснее красна не нарядишься.
  • Красен человек статью.
  • Красен, как маков цвет, а глуп, как горелый пень.
  • Для красного словца не пощадит (не пожалеет) ни матери, ни отца.

средняя общеобразовательная школа № 000

« Красна речь пословицей».

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Волгоград 2010

« Красна речь пословицей ».

Цели:

· Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

· Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

· Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

· Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Пословица — это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

1 конкурс

Всему свое время

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Маленькое дело











– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то… (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле… (не воин)

— Дело мастера… (боится)

3 конкурс

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

· Дареному … в зубы не смотрят. (Коню. )

· Когда … на горе свистнет. (Рак. )

· … рубят – щепки летят. (Лес. )

· Не …, так и не мычи. (Корова. )

· Не плюй в… – пригодится воды напиться. (Колодец. )

· Большому … – большое плавание. (Кораблю. )

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс


Читаем, учимся, играем. 4.2000. Журнал-сборник. Москва. Введенская и поговорки в начальной школе. Москва. Учпедгиз. 1972г. Хлысталова развитие мл. школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68. Волина играя. – М.: Новая школа, 1994г. Морозова в пословицах: фольклор как искусство слова. — Выпуск 3,-1975г. , Пословицы и поговорки народов Востока.
Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1979 г Шорыгина Т. Пословицы и поговорки. Книголюб, 2008

Проекты по теме:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №100

Кировского района г. Волгограда

Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2-4 классов

« Красна речь пословицей».

Работу выполнила:

Шлыкова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

Волгоград 2010

«Красна речь пословицей».

Цели:

    Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

    Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование. Плакат с пословицами, «Книга пословиц; карточки с пословицами у каждой группы, игра «Ромашка», книги с пословицами, ТСО. У. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения. На доске: Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится. Пословица — всем делам помощница. – Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения? Дети. Пословицы. У. Правильно, и тема нашего урока: «Пословица – недаром молвится». Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Класс делим на две команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек.

1 конкурс

Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ необходимо подобрать по смыслу пословицы

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то … (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле … (не воин)

— Не зная броду, … (не лезь в воду)

— Дело мастера … (боится)

— Когда я ем, … (я глух и нем)

3 конкурс

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

(Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному … в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда … на горе свистнет. (Рак. )

    … рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не …, так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому … – большое плавание. (Кораблю. )

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс

«Отгадай пословицу»

У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень . Д. Нашла коса на камень.

Лес – дрова. Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Подведение итогов работы. Подсчет очков.

Список использованной литературы

    Читаем, учимся, играем. 4.2000. Журнал-сборник. Москва.

    Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Москва. Учпедгиз. 1972г.

    Хлысталова А.Н. Литературное развитие мл.школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г.

    Вавилова Н.С. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68.

    Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.

    Морозова Л.А. Антитеза в пословицах: фольклор как искусство слова. — Выпуск 3,-1975г.

    Г. Л. Пермяков, Пословицы и поговорки народов Востока.
    Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1979 г

    Шорыгина Т. Пословицы и поговорки.Книголюб, 2008

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: «Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291»

Лопина Алла Петровна – учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели:

Знать структуру рассуждения как типа речи;

Развивать навыки анализа текста;

Готовить учащихся к применению знаний при подготовке к ГИА.

Ход урока:

I .Оргмомент . Настроенность на урок.

II . Проверка домашнего задания:

а) рассказать правила об однородных членах с обобщающими словами;

б) начертить схемы предложений с обобщающими словами (упражнение 283 - 1,2 предложения).

III . Сообщение темы урока, целей.

    Работа с упражнением 290:

Учитель:

- Определите основную мысль текста.

( Слово – дело великое, то есть имеет большое значение).

- Какие доводы приводит писатель для доказательства этой мысли?

Л.Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие доводы: словом можно соединять людей; можно и их разъединять; словом можно служить любви; словом можно служить вражде и ненависти.

- Какая смысловая связь существует между основной мыслью и доводами?

Между основной мыслью и доводами существует связь, раскрывающая понятия «великое». Большие возможности слова: оно и соединяет людей, и разъединяет их; оно поддержит в любви, доведет людей до вражды и ненависти.

У В. Шефнера есть стихотворение:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно предать,

И продать, и купить.

Слово можно

В разящий свинец перелить.

-Какова основная мысль этого стихотворения?

( оно соответствует высказыванию Л.Толстого)

А вот стихотворение Э.Асадова

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»

(оно тоже о слове)

- Какой мы вывод можем сделать?

( многих поэтов и писателей волнует, как мы сохраним родную речь и как мы пользуемся словом)

- Какой тип речи представляет текст?

(текст-рассуждение)

- Вспомните, какие типы речи мы знаем?

(повествование, описание, рассуждение).

- Поскольку работа наша с текстом-рассуждением, то давайте вспомним структуру рассуждения:

-тезис – мысль, которую надо обосновать,

-аргументы или доказательства (возможно опровержение),

-вывод, т.е. что из этого следует)

    Работа с упражнением.291.

(подобрать доводы к тезисам упражнения)

а) «Речь красна слушанием»

    Самое удивительное, что создало человечество,- это язык. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека.

    По тому, как говорит человек, можно сказать о его мышлении и о нем самом. Когда говорящего внимательно слушают, его речь поневоле делается ярче, образнее. Поэтому очень важно, чтобы слушали, а иначе, зачем говорить.

б) « Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения».

Д.С.Лихачев

1) По манере разговора можно многое сказать о человеке. Озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире для нас. Слова отражают мысли людей. По тому, что и как говорит человек, можно сделать вывод о его мышлении, о нем самом, его поведении.

2)Язык есть образ всего внутреннего состояния человека, умственных и нравственных сил. Разговаривая, мы как бы рассказываем о себе, тематикой и манерой речи характеризуем себя:

1. Бывают разные слова:

Те, прозвучав, как в воду канут,

От тех кружится голова,

Ну а от многих уши вянут.

Э. Севрус

Дмитрий Сергеевич Лихачев – известный общественный деятель, публицист, академик, недавно ушедший из жизни. Его называют совестью нации.

IV . Итак, мы сегодня пишем сочинение-рассуждение по упр.290 и 291

Дополнительный материал:

Слово – основная единица языка. В языке выражение внутренней жизни, мысли, чувства человека. Русская речь славится метким и образным словом. Родной язык – это мир слов, который открывает окружающую среду во всем ее многообразии. Слова рождают в нашем воображении зримые картины. Лексика отображает представления человека о явлениях действительности (образ мыслей), а при помощи грамматики мысли оформляются в предложения, фразы, текст. Умению правильно строить текст помогает грамматика.

Структура сочинения-рассуждения о языке:

1.Вступление:

Я полностью согласен с высказыванием Д.С.Лихачева: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения». Эту фразу я понимаю так. При помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять образ всякого человека. Приведу примеры.

2.Основная часть:

(первый аргумент) Текст, предложенный нам, представляет диалог, из которого мы получаем представление о героях. Так, (кто?) в предложении №… очень мудрый. Ему принадлежат фразы «…», «…». И мы можем сделать вывод:

(второй аргумент). Другой персонаж (кто?) из предложения №… очень (какой?). Но он хочет (чего?). Об этом говорит его реплика из их диалога: «…»

Вывод: Таким образом, мы доказали, что «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения».

V . Черновик сочинения-рассуждения по тексту.

VI . Дома закончить.

Речь занимает важное место в жизни любого современного человека. С помощью языка мы взаимодействуем друг с другом, учимся определять настроение человека, его намерения и взгляды на речи полностью отражают мировоззрение русского человека, его привязанность к конкретным традициям и культуре. Главный акцент всегда делается на умении слушать, понимать собеседника, быть ему максимально полезным, а значит, делать что-то и для общества в целом.

Русские пословицы о речи наполнены глубиной и имеют психологический подтекст. Каждое высказывание можно применить к нашей повседневной жизни.

«Речи, как мед, а дела, как полынь»

Имеется в виду то обстоятельство, что люди часто бросают на ветер собственные слова. Необдуманные фразы, сказанные случайно, не могут принести пользы, не затрагивают глубин души другого человека, не могут сделаться для него максимально полезными. Люди, живя в обществе, очень рано научаются лукавить и играть определенную роль перед окружающими. Человек может в лицо говорить ласковые речи, быть максимально вежливым и приветливым, а за глаза проявлять холодность и отчужденность. Большинство людей вообще говорят совсем не то, что они чувствуют и думают в данный момент. Чаще их мысли бывают настолько горькими, что если бы окружающие о них знали, совсем отказались бы от взаимодействия с этими людьми.

В нашей жизни так мало искренности и все потому, что мы сами зачастую не умеем быть в достаточной степени правдивыми. Детей не учат проявлять эмоции в школе и не говорят им, что самое важное в жизни - это сохранить свою индивидуальность. Эмоциональное воспитание полностью находится на плечах семьи. А как по-настоящему немного удовлетворенных людей! Пословицы о речи помогают понять этот феномен.

«Красна речь слушаньем»

Важно не столько уметь произносить красивые слова, сколько научиться слушать оппонента. Молчание - великая вещь. Глубокое эмпатийное слушание позволяет лучше сфокусироваться на озвучиваемом вопросе, достичь понимания, прийти к определенному соглашению. Но как мало людей действительно умеют слушать своих собеседников! Многие хотят только, чтобы им одним уделяли достаточно времени и внимания, а сами не желают ничего вкладывать в отношения. Пословицы и поговорки о речи как нельзя лучше подчеркивают эту особенность.

«Лучше недоговорить, чем переговорить»

Иногда мы ненароком можем обидеть близкого человека одним лишь неосторожно произнесенным словом. Следует знать, что не всегда нужно говорить голую правду напрямую. Иногда полезно что-то умолчать, если это подействует во благо. Важно то, с каким настроением мы строим привычные слуху фразы.

Некоторые люди могут и не заметить того, что обидели собеседника, вывели его из состояния внутреннего равновесия. Пословицы о речи изобилуют многовековой народной мудростью, в них знание сливается с непреходящими человеческими ценностями. В беседе нужно стараться давать оппоненту ровно столько, сколько он просит: ни больше, ни меньше. К сожалению, совсем немногие готовы действительно принимать благо. Большинство закрываются от потоков энергии любви и благодарности.

«Речи слышим, а сердца не видим»

Люди часто общаются друг с другом чисто механически, не заглядывая внутрь. Лишь меньшинство способно искать и найти за словами собеседника внутренний смысл. Необходимо не просто слушать фразы, но и улавливать темп голоса, настроение, с каким они произносятся. Мы зачастую привыкли жить настолько механически, что не видим, не замечаем того, что происходит вокруг и с ними самими.

Таким образом, пословицы о речи заключают в себе культурную и национальную ценность. С помощью этих нехитрых высказываний прошлые поколения делятся с нами неиссякаемым источником мудрости, нужно только уметь его принять.

Тема: Учимся слушать. Красна речь слушанием

Цели:


  • Показать значение слушание информационной речи на уроке и в повседневной жизни .

  • Обучить приемам глобального, детального и критического слушания, с основными приемами рефлексивного и нерефлексивного слушания.

  • Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы ; речевые умения;

  • Воспитывать интерес к изучаемому предмету;
Задачи:

  • учить обучающихся говорить о себе, о своём опыте, говорить о чувствах, мыслях, поступках;

  • учить принимать других людей, слушать другого, проявлять к людям доброжелательность, учить воспринимать собеседника;

  • сформулировать правила хорошего слушания;
Оборудование: мультимедийная установка.

Цоры:


  • Авторская презентация (Презентация 1 )

  • Фрагмент презентации Ю. Каспаровой «Звуки леса» (Презентация 3 )

  • Фрагмент презентации Н. Новолодской «Музыкальные инструменты», часть 1 (Презентация 2 )
ХОД УРОКА Речевая разминка

1.Работа с скороговорками

2.Игра в рифмы

Задание: выбери из 2 слов 1 правильное.


  • Роет свой подземный ход,
    Он – подслеповатый – кот? (крот)

  • Мимо улья проходил косолапый крокодил? (медведь)

  • Знает каждый карапуз: на бахче растёт яблоко (арбуз)

  • Он высокий, точно шкаф, как зовут его? воробей (жираф)

  • Знает девочка любая, что морковка зелёная (оранжевая)



  • Нашёл 5 ягодок в траве и съел одну , осталось две (четыре)

3.Игра: «Звуки леса» (Презентация 1 , слайд 1 )

Сейчас на улице холодно, но иногда так хочется оказаться в весеннем лесу . Пускай произойдёт чудо и мы сейчас окажемся в лесу и послушаем звуки природы.

- Дети прослушивают аудиозапись, и говорят: какие картины представили, прослушивая звуки природы.

– Звуки мы слышали одни и те же, но каждый услышал что-то своё. И каждый из вас выразил это словами .

II. Проверка д/з

III. Объявление темы

Работа с пословицами (Презентация 1 , слайд 2 )

Пословицы недаром молвятся,


Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья .

Есть много русских пословиц, поговорок, которые тоже говорят о том, как важно уметь слушать и хорошо говорить.

«Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить»
«Человек имеет один рот и два уха для того, чтобы раз сказать и два послушать»

(дагестанская пословица)

«Красно поле пшеном, а речь слушанием»

«Кто говорит - тот сеет, кто слушает-пожинает»

Вы сейчас очень хорошо говорили и внимательно слушали. Красна речь слушанием. Слова этой русской народной пословицы и будут темой нашего урока.

Беседа.

(Презентация 1 , слайд 3 )

В период царствования Петра 1 по его указанию было подготовлено своеобразное пособие для обучения молодых дворян светскому поведению «Юности честное зерцало…» Среди многих правил, относящихся к общению, мы находим такие, которые касаются умения слушать: «Природа устроила нам только один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить, сему и и древние детей своих обучали».

Действительно, умение слушать в нашей жизни не менее важно ,чем говорить: примерно 25% всей информации об окружающем мире человек получает в устной форме. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно вникнуть в сущность того , что говорится, обладают не более десяти процентов людей.

(Презентация 1 , слайд 4 )

Слушать направлять свой слух на что – либо.

ВНИМАНИЕ+ДРУЖЕЛЮБИЕ+АКТИВНОСТЬ

Умение слушать – одно из самых сложных коммуникативных умений. Слушание – это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.

Слушание сопутствует человеку с самых первых лет становления. именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи.


  1. Практическая работа
1.Работа по учебнику

Игра: «Узнай музыкальный инструмент»

Ведущий: Разные музыкальные инструменты тоже имеют своё звучание. Давайте отгадаем – какие музыкальные инструменты прозвучат.

(Презентация 1 , слайд 5 )

Беседа

(Презентация 1 , слайд 10 )

Каким бывает слушание?

Стр.108, №171

Словарная работа

Стр.112

ЭМПАТИЯ

РЕЗЮМИРОВАНИЕ

подведение итогов беседы, соединение ее фрагментов в единое смысловое целое. Применяется в ходе и в конце беседы , заседаний, телефонных разговоров.

2. Игра в эхо

Собирайся, детвора!


Продолжается игра!
Да, ладошки не жалей!
Бей и хлопай веселей!
Сколько времени сейчас?
Сколько будет через два?
Сколько будет дважды два?
А сто двадцать минус два?
Замечательный ответ!
Математикам привет!
Вы хорошие всегда?
Или только иногда?
Не устали отвечать?
Попрошу вас помолчать...

3. Работа с учебником

Стр.112-113 №178

(Презентация 1 , слайды 11 )

Слушать можно по-разному. Один прослушал и тут же забыл. Вспомните, когда вы попадали в такую ситуацию ? (Ответы детей)
Как вы думаете – как нужно слушать, чтобы запомнить то, что вам говорят? (Ответы детей)
В таких случаях говорят, что человек слушает сердцем.
Как вы думаете, какой он – хороший слушатель? (Ответы детей)

(Презентация 1 , слайды 12 )

III. Закрепление

Ведущий: Я согласна с вами, что человек должен уметь и красиво говорить и внимательно слушать, потому что такой человек – думающий, организованный, дисциплинированный. Это человек, который умеет выслушивать мнения других людей, имея собственное мнение и, при этом, умеет работать в одной команде .
(Презентация 1 , слайды 13 )

Риторическая игра «Испорченный телефон»

IV. Итог классного часа

Вы прекрасные слушатели и интересные собеседники! Действительно, красна речь слушанием (Презентация 1 , слайд 13 ).

Д/З: №176(У), №174(у)
составить памятку
«Правила хорошего тона»
(правила для слушающего)

Речевая разминка

1.Работа с скороговорками

Речисто рассуждал ритор о риторике.

2.Игра в рифмы


  • Роет свой подземный ход,
    Он – подслеповатый – кот?

  • Мимо улья проходил косолапый крокодил?

  • Знает каждый карапуз: на бахче растёт яблоко.

  • Он высокий, точно шкаф, как зовут его? воробей

  • Знает девочка любая, что морковка зелёная.

  • На болоте во весь дух громко квакает петух (лягушка)

  • Слышала вся улица, как мычала курица (корова)

  • Нашёл 5 ягодок в траве и съел одну, осталось две (четыре)

  • Мышь считает дырки в сыре. Три плюс две, всего – четыре! (пять)
3.Словарная работа

ЭМПАТИЯ

РЕЗЮМИРОВАНИЕ
4.Правила хорошего слушания.

Ю. В. Рождественский в «Введении в общую филологию» среди правил для слушающего выделяет следующие:


  1. В роли слушающего необходимо уметь выслушивать, терпеливо и доброжелательно относиться к говорящему.

  2. Доброжелательно выслушивая говорящего, не следует сбивать его с темы, неуместно прерывать, вставлять колкие, обидные замечания, а также необходимо не переводить слушание в собственное говорение .

  3. Выслушивая, надо поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему проявить себя, подчеркивать свой интерес к нему, подтверждать контакт внимания, понимания, этический и эмоциональный контакт с помощью невербальных средств коммуникации, междометий и т.п.

  4. В роли слушателя необходимо умело входить в коммуникативное взаимодействие , вовремя подавая ответную реплику.

  1. Не следует без нужды переходить из роли слушающего в роль говорящего. Если же такой переход назрел, его следует обозначить соответствующими средствами.

  2. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную другим.