Первой половине 20 го века. История России: Россия в первой половине ХХ века. Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев

Первой половине 20 го века. История России: Россия в первой половине ХХ века. Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев

В первой половине 20-го века немецкий философ Карл Ясперс заговорил о неустойчивости существования. Как бы сложно это ни звучало, означает оно весьма простую вещь, которая очевидна, но эта очевидность её и скрывает. Недавно проскакивала новость, как 16-ти летняя девушка разбилась на машине. Нагуглив её профиль в вк, я увидел типичную тупую швабру, коих в интернете пруд пруди, но это навело меня на некоторые размышления. Она, девушка со, скажем, стремлением пойти на вписку в следующую пятницу, с кучей парней и довольно выёбистая, вмиг потеряла огонёк жизни. Чтобы прочувствовать это, я приведу несколько другой пример: некий парень нашел себе девушку, которая согласна с ним погулять и даже проявляет признаки симпатии. Ему, конечно, это ужасно нравится, и вот он уже одетый идёт на встречу. Радость, счастье, эйфория прерываются неожиданным ДТП, в котором парень погибает. Другая девушка хотела поступить в МЕД, но её счастье от первый пары прерывается изнасилованием по дороге в ВУЗ и скорой смертью. Неустойчивость существования означает неустойчивую ситуацию в мире. Существуют аспекты, которые вне зависимости от нашей воли (что после будет уточнено) способны прервать наше существование как таковое вне зависимости от наших иллюзий бессмертия. Это - один из наиболее ярких примеров экзистенциального анализа. Сегодня я хочу показать вам это учение не со стороны "Сартр" и "Хайдеггер", а с его основ. Поскольку изложение получится большим, я разобью его на две части сообразно классификации конечных экзистенциальных данностей (самых фундаментальных атрибутов существования человека), коих четыре: смерть, одиночество, свобода и бессмысленность.

Я не просто так начал с темы неустойчивого существования. Если рассмотреть её поближе, то там легко обнаруживается тема смерти. Всем очевидно, что мы умрём, но в какой мере? Прежде всего экзистенциализм по отношению к осознанию человека выделяет два вида смерти: мою-смерть и смерть-другого. Различие совсем просто увидеть, если вспомнить свои критические для жизни ситуации и восприятие критических ситуаций других. Если я иду по улице и вижу, как около парня с пробитой головой стоит реанимация, в лучшем случае мной испытывается отвращение и некое подобие страха; если меня сбила машина, но я чудом остался жив и только поцарапался, то это совсем другие ощущения. Всё различие между моей-смертью и смертью-другого в отношении к моим переживаниям. Это как смотреть на игру друга и играть самому. В той мере, в какой мы живём, смерть нам кажется неким далёким. "Я умру, да, но потом". Даже если не оговаривается "Потом", сущность остаётся одна: смерть не воспринимается как серьёзное событие. Когда же человек попадает в критическую ситуацию, он серьёзно меняет своё мнение хотя бы на время. Чтобы ощутить тревогу смерти, проделайте следующее упражнение:

Возьмите белый лист бумаги и ручку. Начертите отрезок, внутри которого отметьте точку. Итак, отрезок - вся ваша жизнь, точка - вы сейчас, две граничные точки - рождение и смерть. 5 минут подумайте над получившимся.

Мы уже ввели новое понятие - "тревога смерти". Следует отличать тревогу от страха: тревога не имеет объекта, нам просто жутко, а страх имеет. Я боюсь вот эту вот собаку, но мне вообще жутко от чего-то, когда я помышляю о смерти. Смерть не может выступать объектом, т.к. она не обозначает ничего. Это весьма смутное состояние, мыслимое как Ничто. Поэтому экзистенциализм выделяет страх Нечто и страх Ничто (тревогу). Более того, утверждается фундаментальность этой тревоги: она присуща всем и составляет саму основу нашего существования. "Но ведь я не боюсь смерти", - возразят многие. Я лишь замечу, что эксперименты с КГР показывают нарастание тревоги смерти у испытуемых при углублении в бессознательное. Оказывается, она имеется даже у глубоко верующих. Отсюда, к слову, может быть ясна функция религии: она оберегает от сознательной (!) тревоги смерти. Если представить, что за умиранием будет Нечто, а не Ничто, то, быть может, удастся убедить себя в отсутствии смерти (в скобках замечу, что из этого не следует отсутствие Бога).

В статье "Что такое метафизика?" М. Хайдеггер показывает положительную функцию смерти. "Ужасом приоткрывается Ничто" - вот основа положительной функции смерти (ужас = тревога). В моменты ясного ужаса весь мир как бы утопает в чём-то, мы как бы остаёмся сами с собой. В результате может происходить так называемое трансцендентирование, то есть выход за себя. Это означает изменение всех ценностей в сторону аутентичного бытия, к рассмотрению которого мы сейчас и должны перейти.

Помните эволюцию Болконского из "Войны и мира"? Сначала он желает утвердиться в социуме как герой, а после, когда его сильно ранят, он произносит прекрасные слова:

"Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими..."

Николай II – последний русский император из династии Романовых на российском престоле.

В начале 20 в. была Россия аграрной страной, многонациональной империей.

Время правления Николая II отличалось высоким темпом экономического роста, бурным строительством железных дорог, прогрессивной аграрной реформой, но также катастрофами (в день коронации царя в давке погибли сотни людей), неудачными войнами, деятельностью террористических групп, революциями.
Царь получил в свое время прозвище Николай Кровавый (после коронации, Кровавого воскресенья, русско-японской и первой мировой войны), но сегодня из-за насильственной смерти его и его семьи этого человека признают также Николаем–мучеником (в 2000 г. был с семьей причислен к лику святых новомучеников Российских).


Личность Николая II

Николай II был человек мягкий, нерешительный, отличался безволием и склонностью подпадать под влияние мистики. Его личным желанием было не править империей, а проводить время со своей семьей (жена - немецкая принцесса, 4 дочери и один страдающий от гемофилии сын). Царь и его жена чувствовали, что присутствуют при кризисе и закате самодержавия. Россией фактически правили помощники царя.

Главные сотрудники царя

П.А. Столыпин

Премьер-министр царского правительства. Столыпин старался навести в стране порядок, сбить волну революционного движения с помощью террора и репрессий („галстук Столыпина“ = петля). Столыпин ввел ускоренные чрезвычайные суды и многих людей казнил). На Столыпина было совершено покушение (в 1911 г.), и царь в тот момент знал, что скончался последний человек, который мог спасти империю.

Г.Е. Распутин

Г.Е. Распутин был сибирский мужик, владевший искусством гипноза, который приобрел большое влияние на императорскую семью. Императрица Александра Федоровна была уверена, что он способен вылечить царевича. Одни Распутина считали пророком („в нём всё, чем одарён русский народ“), другие - символом падения России. Наконец Распутин был также убит.

Война с Японией (1904-1905)

Россия начала войну против Японии с целью установить контроль над Маньчжурией и Кореей. Запланированной „небольшой“ войной Россия хотела поднять международный престиж монархии, однако она потерпела оскорбительное поражение. Поражение подорвало авторитет власти внутри страны, ослабило позиции России в мире и стало одной из причин Первой российской революции.

Революция 1905 года

Революция началась Кровавым воскресеньем - расстрелом царскими войсками демонстрации рабочих в Петербурге. Последовали забастовки и баррикадные бои. Царь был вынужден издать манифест, легализирующий деятельность политических партий (главные из них: социал-революционеры - эсеры , социал-демократы – меньшевики и большевики ). Была установлена Государственная Дума (Царь ее ненавидел и не повиновался ей).

Россия в первой мировой войне

Россия вступила в войну в 1914 г. как союзница Сербии и воевала на стороне Великобритании и Франции против Австро-Венгрии и Германии.
Половина русских мужчин вынуждена была вступить в армию. Российская армия очень отставала от других армий: не хватало ружей, солдаты часто сдавались, в армии резко падала дисциплина. Война вызвала в стране разложение, массовые беспорядки, Февральскую революцию.

Февральская революция 1917 г.

В конце февраля 1917 г. в Петрограде бастовала почти половина рабочих. 27 февраля стачка переросла в вооруженное восстание.
Николай II был принужден отречься от престола. Со своей семьей он находился сначала под арестом дома, в Царском Селе, но в 1918 всех перевезли в Екатеринбург и там расстреляли.

Власть в стране перешла к Временному правительству (его второй председатель - ). Полномочия правительства были очень ограничены, и его деятельности препятствовали другие силы. Временному правительству не удалось окончить войну, оно недостаточно решительно проводило демократические реформы.
Осенью 1917 г. было в России фактически двоевластие – Временного правительства и советов (организации, куда входили представители левых партий, солдат и рабочих). Увеличилось влияние большевиков (один из руководителей и близких сотрудников Ленина - ) с радикальными лозунгами и целью свернуть работу Временного правительства, организовать военно-революционные комитеты и готовиться к восстанию.


Октябрьский переворот 25.10. (7.11.) 1917

После сигнала крейсера Аврора (есть сомнения историков, что именно крейсер дал сигнал) начался штурм Зимнего дворца. Здесь были арестованы члены Временного правительства. Большевики и их приверженцы захватили мосты, телеграф. Целью большевиков было закончить войну, раздать землю крестьянам, установить социалистическую диктатуру пролетариата .

Вождем революции был В.И.Ленин (1870-1924), профессиональный революционер. Агрессивная программа Ленина состояла в ликвидации всех классов кроме пролетариата, нетерпимости к любому инакомыслию, использовании насилия. Его идеалом было мировое распространение коммунизма, „мировая революция“ (первой попыткой экспорта коммунизма стала Советско-польская война 1920 г.).

Новое правительство (Совет народных комиссаров) провозгласило Россию первой в мире социалистической республикой . Сразу были национализированы наиболее важные экономические отрасли.

Октябрьский переворот и смена режима вызвали первую волну эмиграции из России. Власти выселяли и насильственно. В историю вошел т.н. „Корабль философов“ – Ленин на корабле отправил своих противников из сферы ученых и мыслителей прочь из государства.

Гражданская война

Казалось, переворот прошел гладко, но уже летом 1918 г. начинается Гражданская война (1918-1921) – борьба белых (противостояли советской власти, желая вернуть дореволюционные устройство) против красных (пробольшевистские силы, представленные Красной Армией).
В Сибири возникли белогвардейские правительства (в том числе при поддержке чешских легионеров), и большая часть страны оказалась в руках противников большевистского режима и помогавших им иностранных интервентов.
Однако антибольшевистские восстания постепенно были подавлены, а очаги сопротивления белогвардейцев - ликвидированы. Война закончилась победой красных.

Война стала причиной государственной катастрофы небывалого масштаба, усугубленной террором и массовой гибелью людей.

Последствиями войны стали:

  • хаос и полная разруха, экономический кризис, расцвет «черного рынка»
  • кризис транспорта
  • огромная инфляция (зарплату граждане получали предметами домашнего обихода)
  • голод (у деревенских жителей насильно отбирали продовольствие, горожане переселялись в деревни). Большевики голод не признали и отказались от помощи других стран (США).
  • еврейские погромы
  • В стране стало опасно жить, по городам толпами ходили дезертиры, сироты и грабили граждан.
  • погибли миллионы людей; Россия потеряла 10% населения.



СССР возникает в 1922 г.

Флаг СССР был красный и в его левом верхнем углу был изображен серп, молот и над ними пятиконечная звезда.

После Гражданской войны Ленин принимает некоторые меры, чтобы поднять экономику:
НЭП (Новая экономическая политика) – реформа, легализирующая рыночные отношения. Некоторые мастерские и магазины опять перешли в частные руки.
ГОЭЛРО – электрификация страны.

В 1924 г. Ленин скончался.



Bо главе СССР встал И.В.Сталин (1878–1953).
Отношения между Лениным и Сталиным в начале 1920-х были далеко не дружественными. В своем Письме к съезду Ленин назвал Сталина „слишком грубым“, „нелояльным“ и „капризным“ человеком, сосредоточившим „в своих руках необъятную власть“, которую он может не всегда использовать „достаточно осторожно“, и рекомендовал снять Сталина с поста генерального секретаря.

Сталин - один из самых жестоких диктаторов в истории человечества. Настоящая фамилия Сталина - Джугашвили („Сталин“ – человек из стали; другое прозвище Сталина - „Коба“, по имени любимого героя грузинских мифов). Сталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти и беспощадно справлялся со своими противниками и возможными конкурентами (Троцкий).
Сталин до своего возведения на пост генерального секретаря работал комиссаром по национальным вопросам - решал судьбу нерусских народов в СССР. Позже выслал целые кавказские народы в Сибирь или в Среднюю Азию, изгнал татар из Крыма.


Сталинизм (1924-1953)

Фундамент сталинской диктатуры:

Большой террор, репрессии

  • НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) вел досье почти на половину взрослых жителей русских городов. Репрессиям подверглись все слои населения. „Энкавэдэшники“ обычно приезжали около 11 часов вечера в черных автомобилях – „воронках“ - и арестовывали людей.
  • Наиболее массовые чистки произошли в 1937–1938 гг. Было устроено много сфабрикованных процессов против старых кадров из руководства страны. Были уничтожены ведущие кадры партии, армии (были посажены в лагеря и ликвидированы 45% военного командного состава, что позже стало причиной неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны), правоохранительных органов, комсомола, дипломатических служб и даже разведки.
  • Закрывались и уничтожались храмы, духовенство преследовалось.
  • Инакомыслящие в общественных и гуманитарных науках, литературе и искусстве были полностью подавлены и вынуждены уйти в подполье.
  • Были введены внутренние паспорта, а путешествовать по стране можно было только с разрешения властей.
  • Отношения людей, атмосфера в обществе были на долгое время отравлены сплошным доносительством и страхом.
ГУЛаг

(Главное управление исправительно-трудовых лагерей)
Как часть НКВД действовал ГУЛаг с 1930 г. по 1960 г.
Первые лагеря на Соловецких островах появляются уже в начале 20 гг. при Ленине.
В конце 1920 г. масштабы репрессий резко возросли, и возникла необходимость увеличить количество мест заключения, а также привлечь осужденных к участию в промышленном строительстве и освоении малонаселенных и экономически неразвитых районов страны. Сталин все время видел в ГУЛаге в основном мощную поддержку экономики государства. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов (Беломорканал), дорог (Байкало-Амурская магистраль), заводов и новых городов (Магадан).
В лагерях были созданы тяжелейшие условия жизни и труда, не соблюдались элементарные права человека. Смертность была высока. В бараках были койки солдатского типа и обычно только одна печка.
Узники – „зэки“ : политические заключенные, кулаки, интеллигенция, духовенство, военнопленные, убийцы, воры.
В целом количество лагерей равнялось 243. В 1938 г. число узников превысило 2 млн., абсолютный максимум был достигнут в 1950 г. – 2,6 млн.
Главные центры ГУЛага : Колыма (на Дальнем Востоке), Соловецкие острова, Республика Коми и Пермская область, Якутия, Новосибирск, Средняя Азия и другие отдаленные районы страны. После смерти Сталина система лагерей была постепенно ликвидирована.

Лагерная литература : А. Солженицын: Один день Ивана Денисовича , Архипелаг ГУЛАГ , В. Шаламов: Колымские рассказы . Г. Владимов: Верный Руслан , В. Гроссман: Панта реи , А. Марченко: Живи как все , А. Жигулин: Черные камни , С. Довлатов: Зона .





Коллективизация сельского хозяйства

Коллективизация - самая мрачная эпоха для деревни (в 30-х гг. 80 % жителей СССР проживало в деревнях), создание колхозов (коллективных хозяйств, объединяющих крестьян для совместного ведения сельского хозяйства, на основе обобществленных средств производства).
В колхозы вошли практически лишь бедные или безземельные крестьяне (7% от общего числа всех крестьянских семей), в среде середняков и кулаков коллективизация вызвала массовое сопротивление.
Ведущим лозунгом коллективизации стали слова „Уничтожим кулака как класс!“ Для кулаков были открыты новые лагеря ГУЛага, на окраины страны было выселено 40 000 семей.


Голодомор

В эпоху мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г., в Советский Союз должно было импортироваться большое количество промышленного оборудования. Чтобы оплатить импорт, надо было экспортировать зерно в огромных количествах.
Результатом вывоза зерна и коллективизации стал голод, достигший особенно страшных размеров в 1932 г. на Украине (в 2002 г. официально признан геноцидом против украинского народа).

Индустриализация

Лозунг: „Мы отстаём от Америки и Западной Европы на 100 лет. Мы должны их догнать за 10 лет!“

  • Построение в СССР нового общества, энтузиазм у многих миллионов людей, особенно у того поколения, которое выросло после революции. С помощью мобилизации масс (идеологическая пропаганда) был осуществлен быстрый рост промышленности.
  • Сосредоточение на тяжелой промышленности. Возникали заводы-гиганты (типа металлургического комбината в Магнитогорске) и другие большие сооружения (Беломорканал).
  • Пятилетки - экономическое планирование (”Пятилетка за четыре года!”, кратковременно даже был изменен календарь – вместо названий дней введены только цифры 1-5, все дни были рабочими)
  • стахановское движение (Алексей Стаханов – рабочий, выполняющий план на 200%)
  • ликвидация неграмотности



Пропаганда

Все реформы социалистические вожди сопровождали мощной пропагандой. Население всеми средствами убеждалось в правильности выбранного социалистического пути, о вездесущности врагов СССР, о безошибочности Ленина и Сталина („культ личности“).
На основе пропаганды сформировался иной, идеальный, мифический мир социализма, отличающийся от действительной советской реальности.
Полностью была подавлена свобода слова, многие факты от населения скрывались. Единственным признанным художественным методом являлся социалистический реализм.

Россия во второй мировой войне

Русские называют вторую мировую войну на территории СССР Великой Отечественной войной (ВОВ) (22-го июня 1941 г. – 9-го мая 1945 г.)
23-го августа 1939 г. СССР и Гермамия подписали пакт о ненападении (пакт „Молотова - Риббентропа“).

Начало ВОВ

В начале второй мировой войны в 1939 г. советские войска вступили на территорию Польши. СССР вел „зимнюю“ войну с Финляндией. Огромные потери советских войск убедили Гитлера в том, что Красная Армия значительно ослаблена.
22-го июня 1941 г. германская армия, нарушив договор, перешла советскую границу (операция „Барбаросса“). Советский Союз не был подготовлен к возможности нападения; Сталин пренебрегал всеми предупреждениями, не принимал во внимание многочисленные сигналы о подготовке вторжения. В первые недели войны СССР понес тяжелейшие потери, особенно на западных границах.

Важнейшие события ВОВ

  • бои за Смоленск и Киев
  • Сталинградская битва (июль 1942 - февраль 1943), которая закончилась первой германской капитуляцией. Немцы несли большие потери в условиях суровой зимы
  • блокада Ленинграда
  • битва за Москву (генерал Жуков)

Блокада Ленинграда

В сентябре 1942 г. Ленинград был взят в кольцо и окружен. Блокада города продолжалась почти 900 дней.
Хотя многих жителей удалось эвакуировать, приблизительно 900 000 их погибло от голода, эпидемий и бомбардировок. По Ладожскому озеру была проложена «Дорога жизни», по которой снабжали город и увозили людей на „Большую землю“. На дороге было очень опасно, потому что ее обстреливали, и иногда проваливался лед. Хотя ленинградцы пережили ужасные времена (уже не было возможности хоронить мертвых, и они лежали в домах или на улицах), многие жители города сохранили мужество.
Д. Шостакович прославился 7-й симфонией, которую сочинил в осажденном городе, где она и была исполнена.

Победа

Солдаты Красной Армии освободили большую часть Восточной Европы (включая Прагу), дошли до Берлина (надписи русских солдат на стенах рейхстага). В России празднуют День Победы в ВОВ 9 мая. Это важнейший русский праздник

Потери русских

В 1946 г. было объявлено, что 7 миллионов человек стали жертвами войны, в 1960 г. – 20 миллионов, в 1990 г. – 27 миллионов.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н.

И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики. Еще одно открытие гениального ученого - теория относительности - заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» - мира элементарных частиц. Были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Я. Бор (Дания) и Э. Резерфорд (Англия).

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

На рубеже XIX - XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта - автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле. Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений.

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия.

Достижения научной мысли конца XIX-начала XX вв. послужили основой технической революции, она получила название второй научно-технической революции (НТР).

Сердцевиной второй НТР стала энергетика - изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания, что предопределило переход от пара и каменного угля к электричеству и жидкому топливу. Переворот в энергетике, изобретение способа передачи электричества на дальние расстояния обусловили рождение новых видов транспорта - автомобиля, самолета, электровоза, тепловоза, трамвая.

Автомобиль и самолет не только революционизировали транспорт, но дали толчок к преобразованию всех смежных отраслей - металлургии, машиностроении, химии. Были изобретены новые способы выплавки стали, получило развитие производство разнообразных видов качественных сталей, двинулось вперед производство цветных металлов.

Вторая НТР знаменовала быстрое развитие новых средств связи - телеграфа, телефона, радио, что сыграло огромную роль в распространении информации во всем мире.

Открытие в 1918 г. французскими учеными во главе с П.Ланжевеном (1872-1946) сонар-системы звуковой локации (посылает звуковые волны, и любой объект, встретившийся на пути, отражает их).

Массовое производство катализаторов, красителей, лекарств, минеральных удобрений было итогом прогресса в химической промышленности.

Достижения науки и техники стали основой очередной военно-технической революции. В начале ХХ вв. появились военная авиация и танки, были созданы мощные военно-морские суда, автоматическое артиллерийское оружие, изобретены новые взрывчатые вещества, отравляющие газы, широко стала использоваться радиосвязь. Известно, что в этот период ведущие страны мира усилили гонку вооружения, подготовив материально-техническую базу для Первой, а затем и Второй мировой войн.

На стадии завершения Второй мировой войны началась третья научно-техническая (научно-технологическая) революция. Она связана с кардинальными изменениями в области производительных сил в связи с развитием атомной энергетики, космонавтики, вычислительной техники, биотехнологии, производства новых конструкционных материалов.

Первый пуск ракеты большой дальности "Фау-2", созданной В.фон Брауном (1912-1977), был проведен в 1942 г. Скорость "Фау-2" в несколько раз превышала скорость звука.

Научные открытия в области физики

В области физики революция началась в самом начале 20-го столетия, когда Макс Планк вывел формулу распределения энергии в спектре абсолютно чёрного тела, из которой следовало, что энергия излучается не равномерно, как предполагали раньше, а частями - квантами. На этой основе Альберт Эйнштейн в 1905 году развил квантовую теорию фотоэффекта. Дальше Нильс Бор предложил модель строения атома, где электроны вращаются по орбитам вокруг ядра атома, словно планеты вокруг солнца.

Но на этом революция не закончилась. Альберт Эйнштейн в 1916 году разработал общую теорию относительности, что практически перевернуло представления всех учёных того времени. В соответствии с этой теорией, гравитация - это не процесс взаимодействия полей и тел в пространстве, а результат искривления пространства-времени. Эта теория объяснила появление так называемых чёрных дыр, а также искривление световых лучей от звёзд при их прохождении рядом с Солнцем.

В 1932 г. Джеймс Чэдвик доказал существование нейтрона. Это научное открытие привело к бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, к развитию гонки вооружения и к холодной войне. Но в то же время это открытие послужило толчком к развитию атомной энергетики, а также к использованию радиоизотопов в различных научных сферах. За открытие нейтрона Джеймс Чэдвик в 1935 г. получил Нобелевскую премию в области физики.

16-го декабря 1947 г. УолтерБраттейн, Джон Бардин и Уильям Шокли открыли свойства полупроводника - управление большими токами при помощи малых. Так появился транзистор - прибор, который состоял из пары p-n переходов. Принцип работы транзистора послужил основой для развития многих сфер научной деятельности и не только.

Европейская теоретическая социология создавалась и развивалась в 19 – начале 20 вв. благодаря личной инициативе и энтузиазму отдельных ученых, не получавших от этого занятия никаких доходов и зарабатывавших на жизнь другим занятием или имевших наследственный доход. Так, О.Конт был секретарем графа А.де Сен-Симона, а потом домашним учителем в аристократической семье. Г.Спенсер – железнодорожный служащий, занимавшийся науками в свободное от службы время и только получение наследства позволило ему целиком отдаться любимому делу – науке. К.Маркс разрабатывал свои теории при финансовой поддержке своего друга Ф.Энгельса, сына крупного фабриканта. Список ученых-любителей можно продолжить. Только М.Вебер занимался наукой профессионально, но при этом большая часть времени уходила на преподавательскую работу. Он был университетским профессором, но не социологии, а экономики, т.е. и для него социология побочный, любительский продукт.

С начала 20-го века начинает проявляться специфика национальных школ социологии, связанная с особенностями их формирования: влияние историко-философской традиции во Франции, философско-экономической в Германии, политической – в Италии, влияния управленческого начала в Великобритании. Наиболее плодотворно социология с начала 20 века развивалась в Соединенных Штатах Америки. Главной причиной, обусловившей переход приоритета в социологических исследованиях к американцам – практическая потребность в обществоведческой информации в быстро и сложно развивавшемся молодом государстве.

Разумеется, американская социология начинала не на пустом месте. Она испытала большое влияние социологии европейской, в том числе и в том, что большинство американских социологов получили образование в Европе, и заметное пополнение кадрового состава американских социологов тоже было из Европы (Ф.Знанецкий, П.Сорокин – из наиболее крупных). Но исследования американцев, в отличие от индивидуализма европейцев, были коллективными, хорошо организованными и профинансированными, являясь составной частью университетского образования с его прикладным характером. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой. Важно отметить, что главные усилия американских ученых фокусировались на решении практических задач:

Каковы мотивы поведения людей;

Как лучше осуществлять социальный контроль и управление;

Как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества;

Как организовать сотрудничество людей в производстве и рост производительности труда и т.д.

Таким образом, с самого начала американская социология развивалась как прикладная и эмпирическая наука. Уже в начале 20 века проводились тысячи исследований каждый год. Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни, которое часто расходилось с социальной действительностью.

Эмпирическое направление в американской социологии связано с именами таких исследователей, как Л.Уорд и А.Смол, обосновавших целесообразность прагматизма в социологии. Их многие последователи, реализовавшие установки эмпирической социологии на практике, группировались в Чикагском университете, который стал

центром формирования эмпирической американской социологии, известной в научном мире как «чикагская школа социологии». Основателем и центральной фигурой этой школы стал Роберт Парк (1864 – 1944). Его работы посвящены проблемам расовых отношений, социальной эволюции (конкуренция – конфликт – приспособление – ассимиляция), выходу рас и народов из различных видов изоляции, культурным процессам и культурной адаптации и др. Другой крупнейший представитель чикагской школы Эрнст Берджесс (1886 - 1966) придал общеметодическим идеям Р.Парка конкретную форму, разработал оригинальный прикладной вариант социально-экономической теории для исследования города, сделал глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и др.

Среди наиболее важных и широко известных практических и теоретических разработок первой половины века отметим выделяется система Тейлора (тейлоризм). Тщательно проанализировав производство, американский инженер Фредерик Тейлор (1856 – 1915) пришел к выводу, что оно может быть эффективнее, если учесть недостатки в организации производства и рационализировать управление. Разработанная им система научной организации труда (НОТ) и рационального управления производством (менеджмент) произвели буквально революцию в промышленности. Система НОТ, в частности предусматривала подробный анализ трудовых операций, устранение лишних и неловких движений, определение оптимальных приемов труда и отработку их до автоматизма, строгую регламентацию всего рабочего цикла, чередование элементов труда и отдыха и т.д. Все это сделало возможным решение такой чисто практической задачи как внедрение конвейерного производства с взаимозависимостью и взаимозаменяемостью работников и резким ростом производительности труда.

Дополняющая систему НОТ программа рационализации управления предусматривала осуществление на предприятии жесткой дисциплины и контроля, правильный подбор и расстановку кадров, систему повышения квалификации и служебного продвижения работников, использование принципа их материальной заинтересованности в производстве на основе дифференциации зарплаты по результатам труда и др.

В системе управления производством, считал Тейлор, не должно быть никакой филантропии. Необходимо, чтобы каждый человек сам отвечал за собственное благополучие. Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки – высокими. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство. А кто не справляется с нормами, получает меньше других.

Критики Ф.Тейлора упрекали его в чрезмерной жесткости и преувеличении роли физических и материальных факторов в производстве (сила, ловкость, способность отдельного рабочего выполнять высокие нормы и оплата строго по результатам труда). Для решения той же задачи они предложили иные пути повышения эффективности производства.

В 20-е годы группа ученых под руководством социолога и психолога Элтона Мэйо (1880 – 1949) провела многочисленные эксперименты и разработала -теорию человеческих отношений. В центре внимания теории человек-работник, с которым следует обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».

Для повышения хозяйственной эффективности важны не только материальные стимулы. Огромное значение для работника имеют и психосоциальные факторы, в качестве которых авторы теории называли:

Сплоченность группы, в которой работает индивид;

Благоприятный моральный климат в коллективе;

Хорошие взаимоотношения с руководством;

Учет интересов работника;

Удовлетворенность его своим трудом и т.п.

Отсюда, управляя производством, необходимо:

Проявлять заботу о людях;

Создавать атмосферу гармонии в отношениях индивидов и групп; - дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным;

Развивать демократический стиль руководства, основанный на гласности и информированности людей, их взаимном доверии, сотрудничестве, совместных решениях и т.д.

Теория иерархии потребностей американского психолога и социолога Абрахама Маслоу (1908 – 1970) рисует еще более хитрый механизм воздействия на поведение людей через их осознанные и бессознательные запросы и потребности. Согласно этой теории, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Существует несколько вариантов этой концепции, в самом известном из которых выделяется шесть уровней потребностей:

1 физиологические – наиболее насущные потребности жизнеобеспечивающего характера – в дыхании, сне, отдыхе, движении, здоровье, продолжении рода, в пище, воде, жилье, одежде и т.д.

2 – экзистенциальные – потребности в самосохранении и личной безопасности, в обеспечении стабильности своего существования, в гарантиях занятости и уверенности в завтрашнем дне и т.д.

3 – социальные – потребности в любви, дружбе, общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определенному кругу людей, своему обществу, стране, мировому сообществу и т.п.

4 – престижные – потребность в личном и семейном достатке и процветании, в хорошем образовании, надежной работе и служебном росте, в признании и уважении со стороны других людей и т.д.

5 – личностные – потребности в самовыражении, в самореализации, т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности.

6 – духовные – потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, приобщении к философии, наукам, искусству и т.д.

Главная идея здесь в том, что потребности каждого более высокого уровня становятся насущными для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. И действительно, как говорится «голодное брюхо к ученью глухо», человеку «не до театра», если он голоден, не имеет крыши над головой и т.д. Вместе с тем, по мере удовлетворения низших, первичных потребностей запросы и поведение людей становятся все более тонкими, «возвышенными и благородными».

Понятно, что подобное раскладывание потребностей по иерархическим полочкам весьма относительно и условно, носит во многом теоретический характер. Однако идеи А.Маслоу стали классическими для социологии и психологии и имеют практическое применение в сферах воспитания, стиля управления, разработке программ социального развития.

На основе идей А.Маслоу в 50-е годы 20 века Дэвидом Макгрегором была разработана теория о стилях управления, согласно которой выделяются:

- демократический стиль – использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие работников в управлении, акцент на моральные стимулы к труду и т.п.;

- смешанный стиль – чередование элементов первого и второго стилей.

Для выбора определенного стиля управления, по мнению Макгрегора, необходимо сначала провести диагностическое исследование и определить ряд факторов:

Уровень доверительности между подчиненными и руководством; - состояние трудовой дисциплины;

Уровень профессионализма работников и другие социально-психологические аспекты.

Большое распространение в исследовании малых групп получило направление, называемое социометрией. Его автор

Джекоб Морено (1892 – 1979) поставил перед собой задачу создания «сквозной» науки, которая могла бы охватывать не только малые группы, но и все уровни социальной жизни и включала бы как изучение социальных проблем, так и способы их разрешения. Основное внимание сосредоточено на количественном анализе внутригрупповых процессов, где центральным вопросом является характер межличностных отношений. Изменить в желательном направлении социальную организацию трудового коллектива позволяет графическое изображение структуры социально-психологических отношений, сделанное на основе опроса членов группы. Типовые вопросы: как они относятся к своим товарищам, кто им нравится или не нравится, с кем бы они хотели или не хотели работать и т.д.

При социометрическом анализе используются социометрические тесты, социоматрица и различные социограммы. Социометрический тест – это один из методов опроса в малых группах, в ходе которого получают коллективное самовыражение опрашиваемых, благодаря количественному измерению характеристики межличностных отношений. Социоматрица, или социограмма – это таблица или схема, в которых при помощи графических или числовых обозначений заносятся данные, характеризующие взаимные отношения людей в изучаемой группе. Кроме того, в социометрии используются разнообразные индексы и коэффициенты, позволяющие количественно выразить характеристику изучаемого процесса. Исследования подобного рода позволили Морено и его последователям сделать вывод, что социальная напряженность и разного рода конфликты внутри трудового коллектива могут быть ликвидированы или предупреждены путем перегруппировки людей таким образом, чтобы в одной группе оказывались люди, симпатизирующие друг другу.

Бихевиоризм (производное от behavioиr – поведение) одно из ведущих направлений в американской психологии и социологии, созданное в конце 19в. психологами Джоном Уотсоном (1978 – 1958) иЭдуардом Торндайком (1874 – 1949). Теория ставила целью создать научно обоснованную «технологию поведения» человека.

В исходном варианте теории использовались аналогии с животными и понятие поведения сводилось к простейшей формуле: «стимул – реакция», т.е. на стимулы (побудительные воздействия) всегда есть реакция (ответное действие). Начавшийся дождь заставляет искать убежище, или раскрыть зонт (переносное убежище). Некоторые схемы поведения даются животным и человеку от рождения – дыхание, глотание, откашливание; другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.

Однако у теории бихевиоризма с самого начала было много критиков и одно из направлений критики – обвинение сторонников теории в неправомерном отождествлении жизни животных и социального бытия людей, чрезмерное упрощение человека и его поведения. Из формулы «стимул – реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. В самом деле, в одной и той же ситуации поведение разных людей может быть весьма различным – не все люди приходят на помощь тем, кто помощи просит, не все дают и берут взятки, не все способны пожертвовать своей жизнью ради спасения других.

Подобные «нестыковки» в значительной степени подорвали популярность бихевиоризма и в 30-е годы 20 века он преобразовался в необихевиоризм , сохранивший главные достоинства теории, такие как научность, строгость и точность исследований; широкая опора на математику и статистику; новые методы эксперимента и т.д. Сохранившийся от начального этапа недостаток, ограничивающий сферу применения этой теории, - абсолютизация бихевиоризмом эмпирических методов исследования. С точки зрения этой теории, смысл социологического исследования состоит не в объяснении, а в описании поведения и главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки, бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования.

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим показателям не могут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипотез, понятийного аппарата и т.д. Важное значение имеет также разработка методологии проникновения во внутренний мир личности, познание её ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски таких методологий – это следующий шаг в развитии американской социологии, который привел к разработке теорий функционализма, структурно-функционального анализа и других теорий.

Европейская теоретическая социология создавалась и развивалась в 19 - начале 20 вв. благодаря личной инициативе и энтузиазму отдельных ученых, не получавших от этого занятия никаких доходов и зарабатывавших на жизнь другим занятием или имевших наследственный доход. Так, О. Конт был секретарем графа А.де Сен-Симона, а потом домашним учителем в аристократической семье. Г. Спенсер - железнодорожный служащий, занимавшийся науками в свободное от службы время и только получение наследства позволило ему целиком отдаться любимому делу - науке. К. Маркс разрабатывал свои теории при финансовой поддержке своего друга Ф. Энгельса, сына крупного фабриканта. Список ученых-любителей можно продолжить. Только М. Вебер занимался наукой профессионально, но при этом большая часть времени уходила на преподавательскую работу. Он был университетским профессором, но не социологии, а экономики, т.е. и для него социология побочный, любительский продукт.

С начала 20-го века начинает проявляться специфика национальных школ социологии, связанная с особенностями их формирования: влияние историко-философской традиции во Франции, философско-экономической в Германии, политической - в Италии, влияния управленческого начала в Великобритании. Наиболее плодотворно социология с начала 20 века развивалась в Соединенных Штатах Америки. Главной причиной, обусловившей переход приоритета в социологических исследованиях к американцам - практическая потребность в обществоведческой информации в быстро и сложно развивавшемся молодом государстве.

Разумеется, американская социология начинала не на пустом месте. Она испытала большое влияние социологии европейской, в том числе и в том, что большинство американских социологов получили образование в Европе, и заметное пополнение кадрового состава американских социологов тоже было из Европы (Ф. Знанецкий, П. Сорокин - из наиболее крупных). Но исследования американцев, в отличие от индивидуализма европейцев, были коллективными, хорошо организованными и профинансированными, являясь составной частью университетского образования с его прикладным характером. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой. Важно отметить, что главные усилия американских ученых фокусировались на решении практических задач:

  • - каковы мотивы поведения людей;
  • - как лучше осуществлять социальный контроль и управление;

Как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества;

Как организовать сотрудничество людей в производстве и рост производительности труда и т.д.

Таким образом, с самого начала американская социология развивалась как прикладная и эмпирическая наука. Уже в начале 20 века проводились тысячи исследований каждый год. Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни, которое часто расходилось с социальной действительностью.

Эмпирическое направление в американской социологии связано с именами таких исследователей, как Л. Уорд и А. Смол, обосновавших целесообразность прагматизма в социологии. Их многие последователи, реализовавшие установки эмпирической социологии на практике, группировались в Чикагском университете, который стал центром формирования эмпирической американской социологии, известной в научном мире как «чикагская школа социологии». Основателем и центральной фигурой этой школы стал Роберт Парк (1864 -1944). Его работы посвящены проблемам расовых отношений, социльной эволюции (конкуренция - конфликт - приспособление - ассимиляция), выходу рас и народов из различных видов изоляции, культурным процессам и культурной адаптации и др. Другой крупнейший представитель чикагской школы Эрнст Берджесс (1886-1966) придал общеметодическим идеям Р. Парка конкретную форму, разработал оригинальный прикладной вариант социально-экономической теории для исследования города, сделал глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и др.

Среди наиболее важных и широко известных практических и теоретических разработок первой половины века отметим выделяется система Тейлора (тейлоризм). Тщательно проанализировав производство, американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915) пришел к выводу, что оно может быть эффективнее, если учесть недостатки в организации производства и рационализировать управление. Разработанная им система научной организации труда (НОТ) и рационального управления производством (менеджмент) произвели буквально революцию в промышленности. Система НОТ, в частности предусматривала подробный анализ трудовых операций, устранение лишних и неловких движений, определение оптимальных приемов труда и отработку их до автоматизма, строгую регламентацию всего рабочего цикла, чередование элементов труда и отдыха и т.д. Все это сделало возможным решение такой чисто практической задачи как внедрение конвейерного производства с взаимозависимостью и взаимозаменяемостью работников и резким ростом производительности труда.

Дополняющая систему НОТ программа рационализации управления предусматривала осуществление на предприятии жесткой дисциплины и контроля, правильный подбор и расстановку кадров, систему повышения квалификации и служебного продвижения работников, использование принципа их материальной заинтересованности в производстве на основе дифференциации зарплаты по результатам труда и др.

В системе управления производством, считал Тейлор, не должно быть никакой филантропии. Необходимо, чтобы каждый человек сам отвечал за собственное благополучие. Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки - высокими. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство. А кто не справляется с нормами, получает меньше других.

Критики Ф. Тейлора упрекали его в чрезмерной жесткости и преувеличении роли физических и материальных факторов в производстве (сила, ловкость, способность отдельного рабочего выполнять высокие нормы и оплата строго по результатам труда). Для решения той же задачи они предложили иные пути повышения эффективности производства.

В 20-е годы группа ученых под руководством социолога и психолога Элтона Мэйо (1880-1949) провела многочисленные эксперименты и разработала - теорию человеческих отношений. В центре внимания теории человек-работник, с которым следует обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».

Для повышения хозяйственной эффективности важны не только материальные стимулы. Огромное значение для работника имеют и психосоциальные факторы, в качестве которых авторы теории называли:

  • - сплоченность группы, в которой работает индивид;
  • - благоприятный моральный климат в коллективе;
  • - хорошие взаимоотношения с руководством;
  • - учет интересов работника;
  • - удовлетворенность его своим трудом и т.п.

Отсюда, управляя производством, необходимо:

  • - проявлять заботу о людях;
  • - создавать атмосферу гармонии в отношениях индивидов и групп; - дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным;
  • - развивать демократический стиль руководства, основанный на гласности и информированности людей, их взаимном доверии, сотрудничестве, совместных решениях и т.д.

Теория иерархии потребностей американского психолога и социолога Абрахама Маслоу (1908-1970) рисует еще более хитрый механизм воздействия на поведение людей через их осознанные и бессознательные запросы и потребности. Согласно этой теории, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Существует несколько вариантов этой концепции, в самом известном из которых выделяется шесть уровней потребностей:

  • 1 - физиологические - наиболее насущные потребности жизнеобеспечивающего характера - в дыхании, сне, отдыхе, движении, здоровье, продолжении рода, в пище, воде, жилье, одежде и т.д.
  • 2 - экзистенциальные - потребности в самосохранении и личной безопасности, в обеспечении стабильности своего существования, в гарантиях занятости и уверенности в завтрашнем дне и т.д.
  • 3 - социальные - потребности в любви, дружбе, общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определенному кругу людей, своему обществу, стране, мировому сообществу и т.п.
  • 4 - престижные - потребность в личном и семейном достатке и процветании, в хорошем образовании, надежной работе и служебном росте, в признании и уважении со стороны других людей и т.д.
  • 5 - личностные - потребности в самовыражении, в самореализации, т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности.
  • 6 - духовные - потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, приобщении к философии, наукам, искусству и т.д.

Главная идея здесь в том, что потребности каждого более высокого уровня становятся насущными для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. И действительно, как говорится «голодное брюхо к ученью глухо», человеку «не до театра», если он голоден, не имеет крыши над головой и т.д. Вместе с тем, по мере удовлетворения низших, первичных потребностей запросы и поведение людей становятся все более тонкими, «возвышенными и благородными».

Понятно, что подобное раскладывание потребностей по иерархическим полочкам весьма относительно и условно, носит во многом теоретический характер. Однако идеи А. Маслоу стали классическими для социологии и психологии и имеют практическое применение в сферах воспитания, стиля управления, разработке программ социального развития.

На основе идей А. Маслоу в 50-е годы 20 века Дэвидом Макгрегором была разработана теория о стилях управления, согласно которой выделяются:

  • - авторитарный стиль - жесткий контроль, принуждение к труду, применение негативных санкций и акцент на материальном стимулировании;
  • - демократический стиль - использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие работников в управлении, акцент на моральные стимулы к труду и т.п.;
  • - смешанный стиль - чередование элементов первого и второго стилей.

Для выбора определенного стиля управления, по мнению Макгрегора, необходимо сначала провести диагностическое исследование и определить ряд факторов:

  • - уровень доверительности между подчиненными и руководством; - состояние трудовой дисциплины;
  • - уровень профессионализма работников и другие социально-психологические аспекты.

Большое распространение в исследовании малых групп получило направление, называемое социометрией. Его автор

Джекоб Морено (1892-1979) поставил перед собой задачу создания «сквозной» науки, которая могла бы охватывать не только малые группы, но и все уровни социальной жизни и включала бы как изучение социальных проблем, так и способы их разрешения. Основное внимание сосредоточено на количественном анализе внутригрупповых процессов, где центральным вопросом является характер межличностных отношений. Изменить в желательном направлении социальную организацию трудового коллектива позволяет графическое изображение структуры социально-психологических отношений, сделанное на основе опроса членов группы. Типовые вопросы: как они относятся к своим товарищам, кто им нравится или не нравится, с кем бы они хотели или не хотели работать и т.д.

При социометрическом анализе используются социометрические тесты, социоматрица и различные социограммы. Социометрический тест - это один из методов опроса в малых группах, в ходе которого получают коллективное самовыражение опрашиваемых, благодаря количественному измерению характеристики межличностных отношений. Социоматрица, или социограмма - это таблица или схема, в которых при помощи графических или числовых обозначений заносятся данные, характеризующие взаимные отношения людей в изучаемой группе. Кроме того, в социометрии используются разнообразные индексы и коэффициенты, позволяющие количественно выразить характеристику изучаемого процесса. Исследования подобного рода позволили Морено и его последователям сделать вывод, что социальная напряженность и разного рода конфликты внутри трудового коллектива могут быть ликвидированы или предупреждены путем перегруппировки людей таким образом, чтобы в одной группе оказывались люди, симпатизирующие друг другу.

Бихевиоризм (производное от behavioиr - поведение) одно из ведущих направлений в американской психологии и социологии, созданное в конце 19в. психологами Джоном Уотсоном (1978-1958) и Эдуардом Торндайком (1874-1949). Теория ставила целью создать научно обоснованную «технологию поведения» человека.

В исходном варианте теории использовались аналогии с животными и понятие поведения сводилось к простейшей формуле: «стимул - реакция», т.е. на стимулы (побудительные воздействия) всегда есть реакция (ответное действие). Начавшийся дождь заставляет искать убежище, или раскрыть зонт (переносное убежище). Некоторые схемы поведения даются животным и человеку от рождения - дыхание, глотание, откашливание; другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.

Однако у теории бихевиоризма с самого начала было много критиков и одно из направлений критики - обвинение сторонников теории в неправомерном отождествлении жизни животных и социального бытия людей, чрезмерное упрощение человека и его поведения. Из формулы «стимул - реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. В самом деле, в одной и той же ситуации поведение разных людей может быть весьма различным - не все люди приходят на помощь тем, кто помощи просит, не все дают и берут взятки, не все способны пожертвовать своей жизнью ради спасения других.

Подобные «нестыковки» в значительной степени подорвали популярность бихевиоризма и в 30-е годы 20 века он преобразовался в необихевиоризм, сохранивший главные достоинства теории, такие как научность, строгость и точность исследований; широкая опора на математику и статистику; новые методы эксперимента и т.д. Сохранившийся от начального этапа недостаток, ограничивающий сферу применения этой теории, - абсолютизация бихевиоризмом эмпирических методов исследования. С точки зрения этой теории, смысл социологического исследования состоит не в объяснении, а в описании поведения и главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки, бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования.

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим показателям не могут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипотез, понятийного аппарата и т.д. Важное значение имеет также разработка методологии проникновения во внутренний мир личности, познание её ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски таких методологий - это следующий шаг в развитии американской социологии, который привел к разработке теорий функционализма, структурно-функционального анализа и других теорий.