Литературная викторина по творчеству татарских писателей

Литературная викторина по творчеству татарских писателей

Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа. Кроме своего поэтического творчества он оставил пример мужества и героизма. Не только его поэзия, но его жизнь и трагическая судьба являются образцами стойкости.

Предлагаем вам ответить на вопросы и задания викторины–конкурса.

1. В просторах оренбургских степей затерялась небольшая татарская деревня. Зимой ее чуть ли не до крыш домов заносит сугробами. Летом немилосердно палит солнце. В самом центре, на возвышенности, - бюст Мусы Джалиля. У подножия бюста - живые цветы. Недалеко, у спуска к речке, - аккуратно побеленный домик под шифером. Когда-то на этом месте стоял другой дом, в котором 15 февраля 1906 года родился Джалиль.

Вопрос: Как называется деревня, в которой родился Муса Джалиль?

Ответ: Мостафа

2. Муса был шестым ребенком в семье крестьянина, а позднее владельца маленькой бакалейной лавки. Как и все крестьянские дети, он бегал босиком по росистой траве, пас гусей, ходил в ночное, купался в мелководной и извилистой речушке Неть, протекавшей неподалеку от деревни. Слушал протяжные татарские песни, которые пела его мать.

Вопрос: Как звали родителей Мусы..

Ответ: әтисе – Мостафа, әнисе - Рәхимә апа

3. Мустафа абзый всю жизнь мечтал о счастье, и всю жизнь его преследовали неудачи. Нередко месяцами сидел без работы, а семья - без куска хлеба. И все же Мустафа абзый сделал все, чтобы дать своим детям образование. Их удалось устроить в медресе.

Вопрос: В каком медресе учился Муса?

Ответ: “Хөсәения” мәдрәсәсе

4. Чтение было, пожалуй, самым сильным и постоянным увлечением Мусы. Неподалеку от медресе находилась библиотека. Сюда, на тихую улочку со старой булыжной мостовой и тротуаром из стершихся каменных плит Мусу тянуло, словно осу на мед Библиотека размещалась в небольшой 2- этажном здании.

Вопрос: С первых дней учебы в медресе Муса полюбил еще один предмет. Назовите предмет. Это увлечение помогло поэту развить наблюдательность.

Ответ: Рисование

5. Впечатлительный, живо реагирующий на события жизни, не годам начитанный, Муса рано начал писать стихи. Двоюродная сестра Мусы и подруга его детских игр Марьям Сайфетдинова рассказывала, как под большим секретом Муса признался ей, что мечтает стать поэтом, как Тукай. Вытащил из-за пазухи лист тетрадной бумаги, исписанной красивым четким почерком, и, взяв честное слово, что она никому не скажет, прочитал два стихотворения. В одном из них описывалась природа родной деревни. Другое было посвящено весеннему солнышку. Это и были самые первые поэтические опыты М. Джалиля.

Вопрос: В каком возрасте М. Джалиль написал свои первые стихи?

Ответ: 6-7

6. В августе 1919 года в Оренбурге начала выходить татарская газета «Кызыл юлдуз» («Красная звезда»). Именно там было первое опубликованное стихотворение Джалиля «Счастье».

Вопрос: Каким именем оно было подписано?

Ответ: Маленький Джалиль

7. В 1927 г. Джалиля выбирают членом татаро-башкирской секции ЦК ВЛКСМ. Он переезжает в Москву. Вскоре Центральный Комитет комсомола назначает Мусу ответственным редактором татарского детского журнала. Писателей, пишущих для детей, было мало, материала постоянно не хватало. Муса пишет стихи, баллады и поэмы для детей, привлекает к работе в журнале известных писателей, художников, композиторов, создает широкую сеть юных корреспондентов.

Вопрос: Как назывался татарский детский журнал, редактором которого был Муса Джалиль?

Ответ: «Октябрь баласы»

8. Где бы ни работал, он всюду проявляет молодой задор, неиссякаемую энергию. Но творческим планам поэта не суждено было осуществиться. Началась Великая Отечественная война.

Вопрос: На каких фронтах воевал Муса?

Ответ: на Ленинградском и Волховском фронтах

9. Когда Муса находился в плену, ему часто снился один сон. И он поделился об этом со своим собеседником Анваром Галимом: «Знаешь ли, как вышел я из лагеря, через день жена мне снится, тревожит. Такой вот сон приснился: будто сидит она на лестинице незнакомого дома и с криком: «Преступник, преступник!», бежит от меня. А в другом сне увидел я, как жена моя приехала в Берлин и разыскала меня. Оказалось, ее послали убить, отравить мужа-предателя Много я видел таких кошмарных снов. В каждом из них жена меня мучит, в каждом проклинает меня. По-моему, с семьей моей случилось какое-нибудь несчастье. Наверное, узнав о том, что я нахожусь в Берлине, погубили мою семью».

Видимо он это предчувствовал и сочинил стихотворение обращенное к жене.

Вопрос: Назовите это стихотворение

Ответ: Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Изменник он! Родину предал!» -

Не верь, дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если любят меня.

Я взял автомат и пошел воевать,

В бой за тебя и за Родину-мать.

Тебе изменить? И Отчизне моей?

Да что же останется в жизни моей?

10. В одном из писем другу Г. Кашшафу с Волховского фронта Джалиль упоминает о своей «Балладе о последнем патроне». Мы не знаем содержания этого произведения, но, по-видимому, речь в нем шла о последнем патроне, который политрук Джалиль на крайний случай берег для себя. Но все сложилось иначе. Тяжело раненный, оглушенный взрывной волной, он попал в руки врага.

Вопрос: Под какой фамилией Джалиль выдавал себя в плену?

Ответ: Гумеров

11. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве». Дальше шло перечисление фамилий писателей, которым поэт посылал свой последний привет, и адрес семьи.

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота. Вскоре после окончания войны через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

Вопрос: Как называются эти стихотворения?

Ответ: « Моабитская тетрадь»

12. Цикл стихов, написанный в неволе, а именно тетрадь, которая сыграла главную роль в «открытии» поэтического подвига Мусы Джалиля и его товарищей, была сохранена участником антифашистского сопротивления, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь ему, попросив передать ее на родину.

Вопрос: Кому была передана тетрадь?

Ответ: бельгийцем Андре Тиммермансом

13. Двадцать пятого августа 1944 года по приговору Второго Имперского суда Третьего рейха в берлинской тюрьме Плетцензее были казнены на гильотине члены татарской подпольной группы легиона «Идель-Урал», вошедшие в историю как джалиловцы.

Вопрос: Сколько их было? Назовите хоть одного из них

14. За исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Вопрос: В каком году Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза?

Ответ: 1956

15. В 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен какой премии?

Ответ: Ленинской премии.

Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район

МБОУ " Макуловская средняя общеобразовательная школа"

учитель татарского языка и литературы

Маннапова Зульфира Ильдусовна

Викторина посвященное жизни и творчеству Муса Джалиля

Муса Джалиль в наших сердцах

Умирая, не умрет герой-

Мужество останется в веках.

Имя свое прославлял борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах

Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа. Кроме своего поэтического творчества он оставил пример мужества и героизма. Не только его поэзия, но его жизнь и трагическая судьба являются образцами стойкости.

Муса Джалиль и его судьба не остаются узкой темой для татарской литературы и татарского народа. Его произведения переведены на многие языки мира, а его судьбе посвящают работы далеко за пределами Татарстана и России.

Судьбе каждого народа, как и в общечеловеческой истории, есть "вечные темы", к которым просто необходимо возвращаться постоянно, чтобы не потерять нить истории.

В этом году 25 августа 2014 года исполнится 70 лет со дня гибели поэта и его соратников. Мы посвещаем нашу викторину герою-поэту татарского народа Муса Джалилю.

Начинаем нашу игру.

1тур. Детство . В просторах оренбургских степей затерялась небольшая татарская деревня. Зимой ее чуть ли не до крыш домов заносит сугробами. Летом немилосердно палит солнце. В самом центре, на возвышенности, - бюст Мусы Джалиля. У подножия бюста - живые цветы. Недалеко, у спуска к речке, - аккуратно побеленный домик под шифером

Вопросы: 1. Как называется деревня, в которой родился Муса Джалиль? (Мустафино)

2. В каком году родился? (1906)

3. Каким ребенком был в семье? (6)

4. Во сколько лет пошёл в школу? (6 лет)

2 тур. Семья . Рахима была требовательной к детям, не баловала и не потакала их слабостям. То и дело мать повторяла: “Настоящий человек лишь тот, кто в первую очередь думает о других, а не о себе”. Она была по-своему одаренной, талантливой, хотя всю жизнь оставалась неграмотной. В девичестве она была первой певуньей на селе, знала много народных песен.

Вопрос: 1. Как звали маму поэта? (Рахима)

2. Кому был и адресованы эти строки: (Дочери Чулпан)

3. Как звали жену М.Д ж алиля. (Амина)

4. Настоящая фамилия Мусы? (Залилов)

3 тур. Творчество . Впечатлительный, живо реагирующий на события жизни, не годам начитанный, Муса рано начал писать стихи. Двоюродная сестра Мусы и подруга его детских игр Марьям Сайфетдинова рассказывала, как под большим секретом Муса признался ей, что мечтает стать поэтом, как Тукай. Вытащил из-за пазухи лист тетрадной бумаги, исписанной красивым четким почерком, и, взяв честное слово, что она никому не скажет, прочитал два стихотворения. В одном из них описывалась природа родной деревни. Другое было посвящено весеннему солнышку. Это и были самые первые поэтические опыты М. Джалиля.

Вопрос: 1. В какой издании были напечатаны первые стихи поэта? (Красная звезда)

2. Какие произведении М.Джалиля вы знаете? ("Петух", "Часы", "Сон в тюрьме"

"Красная ромашка", "Варвары")

3. В каких журналах он работал? (Маленькие товарищи", "Октябрёнок")

4 тур. Военны годы. В плену. Военкор Джалиль работал в газете много и с увлечением. Часто бывал на передовой, собирая необходимый материал. За день проходил по 20-25 километров. «Только на передовой линии можно видеть нужных героев, черпать материал, следить за боевыми фактами, без которых невозможно сделать газету оперативной и боевой, - писал Джалиль с фронта. - Моя жизнь сейчас проходит в боевой обстановке и в кропотливой работе и походе.

Вопросы: 1. Как называлась газета в котором он работал корреспондентом? (Отвага)

2. Как Джалиль попал в плен? (в бою дивизия попала в окружениие)

3. Как вы думаете, кому были адресованы эти строки, что заставило его их

написать?

Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Изменник он! Родину предал», -

Не верь, дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если любят меня.

Как вы думаете, кому были адресованы эти строки, что заставило его их

написать? (Жене Амине, он узнал что на родине его считают изменником)

5. Как называют тех, кого казнили вместе с ним? (Джалиловцы)

5 тур. Моабитские тетради. – С глубоким волнением читаем предсмертные строки Мусы Джалиля: “…Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Его присудят к смертной казни. Он умрет… Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них. Если эта тетрадь попадет в твои руки… сбереги ее и после войны сообщи в Казань… Это – мое завещание. Муса Джалиль.

Такое завещание оставил поэт перед смертью. Не все стихи Мусы Джалиля вернулись на Родину и дошли до нас. В условиях фашистской тюрьмы не все свои песни мог он записать. Они погибли вместе с поэтом. Но немало их осталось и в памяти друзей поэта. Стихи Мусы ходили среди пленников: узники лагеря их заучивали, знали на память.

Вопросы: 1. Почему тетради называются "моабитскими"? (Тюрьма Моабит)

2. Кто сохранил и передал в наше посольство одну из тетрадей поэта?

(Андре Тиммерманс).

3. За что и в каком году было присвоено звание героя Советского Союза

поэту М. Джалилю. (За работу в тайной организации, в 1956 году.)

4. Назовите достопримечательности города посвящённые Мусе Джалилю?

(В Казани есть дом-музей муссы Джалиля. В Казани стоит памятник Муса

Джалилю, который находиться около Кремля. В Казани есть улица названная

в честь него)

«...Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так. Когда приходит мысль о смерти, то думаешь так: есть еще жизнь за смертью. Не та «жизнь на том свете», которую проповедовали попы и муллы. Мы знаем, что этого нет. А есть жизнь в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь - «жизнь после смерти». Потому что обо мне будут говорить, писать, портреты помещать, чего доброго. Если я это заслужил, то зачем же бояться смерти? Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать».

Наша викторина закончилась. Спасибо за активное участие.

Интернет- ресурсы:

1. http://www.litra.ru/

2. http://musa-jalil.narod.ru/

3. http://www.gedenkstaette-ploetzensee.de/zoom/06_1_e.html

4. http://www.somb.ru/

5. http://otvet.mail.ru/

Хайретдинова Г.Н., воспитатель д/с №383 г.Казань

(Викторина посвященная 105-летию Мусе Джалилю)

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Муса Джалиля.
  2. Закрепить умение правильно рассказывать стихи на татарском языке.
  3. Создать праздничное настроение. Воспитывать уважение и любовь к татарским писателям и поэтам.

Материал к занятию:

  1. Портрет Мусы Джалиля. Его книги.
  2. Даты 105 лет, 120 лет.
  3. Карточки с информацией.
  4. Иллюстрации к стихам.
  5. Обручи, жетончики.

Дети под вальс Сайдашева входят в зал и здороваются с гостями.

Ведущая:

Песни в душе я взрастил ваши всходы,

Ныне в отчизне цветите в тепле.

Сколько вам огня и свободы,

Столько дано вам прожить на земле!

Вам я поверил своё вдохновенье,

Жаркие чувства и слёз чистоту.

Если умрёте - умру я в забвенье,

Будете жить - я с вами обрету.

Ведущая: Ребята, мы сегодня поговорим о татарском поэте Муса Джалиль.

Родился он в начале века в 1906 году 15 февраля, в Оренбургской области деревне Мустафа. Муса родился в многодетной семье шестым ребёнком. В школу мусса отправился в шесть лет, позавидовав старшему брату. Способный мальчик за первый же год учёбы освоил всю программу начальной школы. Мальчик был трудолюбивым, старательным, музыкальным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ мусса» (маленький Муса) . Но когда настала Велика Отечественная Война, в 1941 году он в первых попросился на фронт. В перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия духа и настроения бойцов. Попав в плен Муса Джалиль создаёт антифашистскую группу, которая подпольно ведёт борьбу в плену врага. Но в группе оказался предатель. Мусу Джалиля и его друзей казнили.

Ребенок:

Герой не гибнет, умирая;

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

Ведущая: А сейчас проведём викторину «Кто больше знает о Мусе Джалиле?»

Давайте разделимся на две команды.

Вопросы к викторине:

Назовите достопримечательности города посвящённые Мусе Джалилю? (В Казани есть дом-музей муссы Джалиля. В Казани стоит памятник муссы Джалилю, который находиться около Кремля. В Казани есть улица названная в честь него)

К каким произведениям нарисованы иллюстрации? («Петушок», «Кукушка», «Часы», «Заяц»)

Дети старшей группы споют песню на стихи Мусы Джалиля «Петушок».

Назовите правильную дату. (105 лет. 120 лет.)

Да, Мусе Джалилю исполнилось бы 105 лет.

Дети подготовительной группы споют нам песню на стихи Мусы Джалиля «Часы».

Какие стихотворения Мусы Джалиля вы знаете?

Нужно назвать стихотворение на татарском языке и рассказать его. («Карак песи», «Күке», “Кызыма”, “Яз җыры”, “Куян”, “Мәчегә көлке - тычканга үлем”, “Бишек җыры”, “Имән”, “Чишмә”, “Суык бабай” и т. д.)

Игра “Собери информацию». (Выкладывается информация о поэте на карточках) .

Муса Джалиль. Татарский поэт. Родился в начале века. В семье мелкого торговца. Написал много стихов для детей и взрослых. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был казнён в фашистских застенках. Он герой Советского Союза.

Отрывок из какого произведения я прочитала? («Карак песи» «Вороватый котёнок»)

Чоландагы ак майга

Ияләшкәннәр күселәр,

Мин чоланны сакларга

Куштым ала песигә:

Мияу, мияу, пескәем!

Барчы, зинһар, чоланга,

Майны сакла күседән,

Оясыннан чыгарма.

Муса Джалиль очень любил музыку и сам играл на мандолине. Ребята подготовительной группы подготовили танец.

Викторина, посвященная жизни и творчеству Мусы Джалиля
1. В каком году родился Муса Джалиль? (15 февраля 1906 году.)
Сколько лет ему исполнилось бы в этом году? (110 лет.)
2. Как звали отца Муса Джалиля? (Мустафа.)
3. Сколько лет было Мусе Джалилю, когда он написал первое стихотворение?
(6­7 лет.)
4. Когда впервые было напечатано его стихотворение? (В 13 лет.)
5. Из какого произведения этот отрывок?
Минем бар бер маэмаем
Кара борын Акбаем
Күп йөгерә, күп өрә,
Күп ишетә, күп күрә.
Ребенок читает стихотворение «Акбай»
Минем бар бер маэмаем
Кара борын Акбаем
Күп йөгерә, күп өрә,
Күп ишетә, күп күрә.

Хәзер аңа мин сугыш
Һөнәрләрен өйрәтәм.
Чаптырам да сикертәм,
Көн дә шулай йөдәтәм

Ул окоптан окопка
Хат ташырга өйрәнсен!
Командирын дошманыннан
Яклашырга ойрәнсен!

Яралыга су илтсен,
Һәрнәрсәгә өлгерсен.
Нәрсә генә сизсә дә,
Командирга белдерсен.

Менә шуның барсын да
Мин өйрәтәм Акбайга.
Акбай әзер һәрвакыт
Туган илен сакларга!

Из какого произведения этот отрывок?
Под горою у болота
Не смолкая ни на миг
День и ночь лопочет что­то
Разговорчивый родник.
Ребенок читает стихотворение «Родник»
Как по долине льющийся родник,
В дороге пел я песни то и дело.
И все казалось сердцу, что от них
Земля вокруг цвела и молодела.

Не иссушила в зной меня жара,
Не застудили вьюжные погоды,
И в песнях чистый голос серебра
Летел к друзьям, осиливая годы.

Как путник ловит влажную струю
Губами, пересохшими от жажды,
Так песню задушевную мою
Друзья ловили сердцем не однажды.

Родник и ночью отражает свет, -
Так я светил вам, жил я с вами рядом
И пел друзьям о радости побед,
Пел о любви, что обжигает взглядом.

Как соловей на берег родника
Приходит, чтоб испить воды приветной,
Так ты ко мне, красива и легка,
Мой соловей, приходишь в час рассветный.

Не скрою я, что ты в моей судьбе
Всегда большое место занимала.
И самые нежнейшие тебе
Дарил я песни ­­ и дарил немало,

Когда пройдет, как песня, жизнь моя,
Когда замолкну, близких покидая,
Не думайте, что умер я, друзья, -
В сердцах миллионов буду жить всегда я.

Родник в земле похоронить нельзя,
Частицей станет он морской стихии.
Я буду улыбаться вам, друзья,
И петь вам буду, люди дорогие!
6. Какие еще стихотворения Мусы Джалиля вы знаете?
«Карак песи», «Песня о храбром джигите», «Күршеләр», «Чулпан».Дети
читают стихи.
«Карак песи»
Чоландагы ак майга
Ияләшкән күселәр,
Мин чоланны сакларга
Куштым ала песигә:

­ Мияу, мияу, пескәем!
Барчы зинһар, чоланга,
Майны сакла күседән,
Оясыннан чыгарма!

Песи күргәч, күселәр
Койрыкларын кыстылар.
Йөрмәделәр чабышып,
Ярыкларга постылар.

­ Мияу, мияу, пескәем!
Колак салдың сүземә!
Каравылдан бушагач,
Сөт бирермен үзеңә!

Иртә белән майга дип,
Керсәм, күзем акайды:
Явыз песи берүзе
Ялт иттергән ак майны!

­ Мияу, мияу, пескәем,
Хыянәтче икәнсең.
Саклый торган маеңны
Үзең ашап беткәнсең!
«Песня о храбром джигите» ­ «Батыр егет турында җыр»
Батыр егер ките акбуз атта
Туздырырга дошман сафларын.
Акбуз аты кайтты ялгыз гына,

Батыр егет үзе кайтмады.

Дошман уты аның гомрен кискән,
Ал кан белән юган яңагын.
Соңгы сүзе итеп үлгән чакта
Ул тапшырды безгә байрагын.

Кызыл байрак аның кабрен бизи
Җиңеп чыккан хезмәт илендә.
Батыр егет! Данлы исмең синең
Мәңге калыр безнең күңелдә.
«Күршеләр»
Күрше белән борыннан
Булмады һич татулык.
Көн саен бер усаллык,
Көн саен бер катылык.

Мин кибәргә кер элсәм,
Ул чыгарып көл түгә.
Мин коймага кар өйсәм,
Ул таратып бетерә.

Быел абзар артыма
Чәчтем кызыл кәбестә.
Күршем инде, билгеле,
Киртә миңа һәр эштә

Минем кызыл кәбестәм,
Кыяклангач, өлгергәч,
Быел бәлеш ашыйм дип,
Эчкә җылы йөгергәч,

Күршем беркөн базардан
Алып кайтты бер кәҗә.
Оныта алмыйм бу мутлыгын
Аның шушы көнгәчә.

Каһәр суксын, җир йотсын
Бу өметсез кәҗәне,
Нинди каты кыйнап та,
Җитмәде бит әҗәле.

Һәр көн килә кунака

Мут басып тоякларын,
Кыеп, кырып бетерде
Кәбестәм кыякларын.

Бете бакчам, кыралды,
Һич чара юк каһәргә.
Охшап калды түтәлләр
Бомбаланган шәһәргә.

Хәзер инде ачудан
Кәбестәмне ташладым.
Һәм күршегә үч итеп
Бүре асрый башладым.
«Чулпан». Җыр «Сәгать» (М.Җәлил сүз. Ф.Әхмәтов муз.)
Сәгать суга: "Даң­даң!..
"Хәбәр бирә таңнан:
­ Бакчага барырга
Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,
Күрә ­ эшләр харап.
Тагын соңга калган
Шул йокыга карап.

Сәгать йөри: «Келт­ келт!..»
­ Тиз бакчага кит, кит!..
Марат аңа дәшә:
­ Тукта, мине көт, көт!..

Сәгать җырлый: «Диң­диң!..»
­ Мин бит туктый белмим.
Моннан ары «Зиң­зиң!»
Миңа карап йөр син!..
Ведущая:
7. Какие журналы на татарском языке, посвященные детям, вы знаете?
(«Салават күпере», «Сабыйга».)
8. 22 июня 1941г. на нашу страну напала фашистская Германия. Кем
отправился Муса Джалиль на войну? (Военным корреспондентом.)
9. Как оказался в плену наш поэт?

28 февраля в Иркутске прошел V юбилейный фестиваль татарского искусства "Ангара таннары", на этом фестивале в номинации разговорный жанр прошел конкурс чтецов. Конкурсанты из разных городов Иркутской области читали стихи Мусы Джалиля и 15 человек стали лауреатами этого конкурса, в разных возрастных категориях.

Напмоним, что 15 февраля 2016 г. исолнилось 110 лет со дня рождения поэта, Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии Мусы Мустафовича Джалиля. Татарский интеллектуальный клуб Иркутской области проводит ежегодные мероприятия посвященные жизни и творчеству Мусы Джалиля.

15 февраля в школе №7 г. Иркутска был так же проведен литературный вечер и викторина и конкурс чтецов по произведениям Мусы Джалиля.

Организаторами мероприятий выступил Иркутский интеллектуальный клуб "Джалиль", Тенчикова Фагиля Хасанова.

РАССТАВАНЬЕ
Как трудно, трудно расставаться, зная,
Что никогда не встретишь друга вновь.
А у тебя всего-то и богатства -
Одна лишь эта дружба да любовь!
Когда душа с душой настолько слиты,
Что раздели их - и они умрут,
Когда существование земное
В разлуке с другом - непосильный труд,-
Вдруг от тебя навек уносит друга
Судьбы неумолимая гроза.
В последний раз к губам прижались губы,
И жжет лицо последняя слеза...
Как много было у меня когда-то
Товарищей любимых и друзей!
Теперь я одинок... Но все их слезы
Не высыхают на щеке моей.
Какие бури ждут меня, - не знаю,
Пускай мне кожу высушат года,
Но едкий след слезы последней друга
На ней я буду чувствовать всегда.
Немало горя я узнал на свете,
Уже давно я выплакал глаза,
Но у меня б нашлась слеза для друга,-
Свидания счастливая слеза.
Не дни, не месяцы, а годы горя
Лежат горою на моей груди...
Судьба, так мало у тебя прошу я:
Меня ты счастьем встречи награди!
Октябрь 1942

АМИНЕ
Полно, умница моя, перестань.
Пустяками чистых чувств не мути.
Разве точат на попутчика нож?
А ведь нам с тобой идти да идти!

Если предан я тебе всей душой,
Буду верен до последнего дня.
Мне и горько и досадно, что ты
Недоверчиво глядишь на меня.

Раз не знаю я вины за собой,
Подсудимого обидна скамья.
Обвинения твои - пустяки,
Дорогой ты мой неправый судья!
1937

ПЕСНЯ ДЕВУШКИ

Милый мой, радость жизни моей,
За Отчизну уходит в поход.
Милый мой, солнце жизни моей,
Сердце друга с собой унесет.

Я расстанусь с любимым моим,
Нелегко провожать на войну.
Пусть бои он пройдет невредим
И в родную придет сторону.

Весть о том, что и жду, и люблю,
Я джигиту пошлю своему.
Весть о том, что я жду и люблю,
Всех подарков дороже ему.
Июнь 1942

ЯУЛЫК
Аерылганда миңа йөрәк дустым
Бүләк итте ефәк яулыгын;
Мин ярама яптым ул яулыкны
Басар өчен агышын канымның.

Кан табыннан куе кызыл төстә
Яулык минем йөрәк турында,
Сөйли миңа аның җылы назы
һәм ялкынлы сөюе турында.

Мин чикмәдем, дускай, бер карыш та,
Батырларча алга атладым.
Яулык шаһит: сине һәм илемне
Йөрәк каным белән сакладым.

АВЫРУ СЫЗМАЛАР

Җиңәр, ахры, мине юләр үлем,
Мин суыктан, беттән, ачлыктан
Үләрмендер шулай, мич башында
Туңып үлгән төсле карчыклар.

Хыялландым ядрә давылында
Батырларча сугышып үләргә,
Юк, булмады, сукыр лампа төсле,
Калдым инде пыскып сүнәргә.

Юкка чыкты бик күп теләкләргә,
Күп эшләргә булган өмитләр,
Юкка яздым: «Көлеп үләрмен!»- дип,
Юк, үләсе килми, егетләр!

Күпмени соң әле эш кыйраттым,
Күпмени соң әле яшәдем?!
Хәзергедән бик күп файдалырак
Булыр төсле алда яшәвем.

Татымадым элек мин һичкайчан
Мондый көчле, мондый әрнешле
Йөрәктәге дәртне һәм нәфрәтне,
Мәхәббәтне, үчне, сагышны!

Әле сиздем кеше йөрәгенең
Шундый көчле яна алганын.
Аһ, үкенеч, ләкин бу ялкынны
Мин илемә бирә алмадым.

Үлеммени безгә үкенечле,
Халкың өчен булса үлемең?
Күтәрәлмим, дуслар, мин хурлыгын
Ачтан шулай егылып үлүнең.

Мин яшәргә телим бирер өчен
Илгә соңгы йөрәк тибешен.
Үлгәндә дә әйтә алсам иде,
Үлдем, диеп, туган ил өчен!

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:

«Чулочки тоже снять мне дядя?» -
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже!»
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?

И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!

… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»