С царём в Тобольске. Василий панкратов - биография, фотографии Член Учредительного собрания

В музейной сфере работает с 1994 года. Начинал свою деятельность в Государственном музее истории Петербурга, где в 1997 году стал заместителем директора по экспозиционно-выставочной работе и развитию. Был замечен в конфликте с директором Борисом Аракчеевым.

В 2005 году перешел на госслужбу и занял пост заместителя председателя комитета по культуре. Это произошло в разгар конфликта в Петропавловке, в результате которого лишился своей должности директор музея Борис Аракчеев.

В течение 5 лет (период работы в комитете по культуре) курировал деятельность городских учреждений культуры, включая музеи, театры, библиотеки. Разработал "Концепцию развития сферы культуры на 2006-2009 гг".

В 2008 году, когда с новой силой разгорелся скандал в Гатчине, озвучивал журналистам официальные версии происходящего.

Панкратов возглавил Гатчину в 2010 году, когда ее делили между собой город и Ленинградская область. Скандал вышел на федеральный уровень. Панкратов, по версии СМИ, "прикрыл амбразуру грудью". Гатчина пока что осталась за Ленобластью.

Со 2 апреля 2013 года по 12 февраля 2015 года работал главой комитета по культуре Санкт-Петербурга. Уволен с должности в связи с назначением на нее 12 февраля 2015 года Константина Сухенко. 12 февраля 2015 года награжден губернатором Петербурга Георгием Полтавченко почетной грамотой за добросовестный труд.

Vasily Pankratov Карьера: Политик
Рождение: Россия
Панкратов Василий Семенович, комиссар Временного правительства по тюремному содержанию царской семьи в Тобольске, масон, в возрасте 18 лет совершил убийство, за что осужден на 15 лет тюрьмы, позднее сослан, как комиссар Временного правительства проводил линию Керенского на притеснение царской семьи.

Панкратов Василий Семенович (ок. 18641925), рабочий; в начале 80-х годов входил в народовольческие рабочие кружки в Петербурге, Москве, Ростове и других городах. Активно вел пропаганду посреди рабочих. С 1881 г. народоволец. Арестован в марте 1884 г.; приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой

В.Н.Фигнер о Панкратове:

"Василий Семенович Панкратов принадлежал к рабочей среде и по профессии был токарь. В детстве он испытал горькую нужду: его папа раньше времени умер и оставил многочисленную семью, в которой все дети были мал-мала меньше. Бедность была так велика, что мы умерли бы с голоду, если бы не поддержка соседей-крестьян, рассказывал мне Панкратов об этом периоде жизни.

В деревне, где папа его служил у помещика Корчевского уезда, Тверской губернии, Лосева, была учебное заведение, и в ней Василий Семенович получил первоначальное образование.

Как токарь, Панкратов работал в Петербурге и раньше времени сделался революционером. Кто были те нелегальные партийные пропагандисты-народовольцы, с которыми он имел сношения, проговорить нельзя, оттого что все они скрывались под псевдонимами, и открыть их в настоящий момент уж некому. Скомпрометированный в 1881 году одним рабочим, тот, что изменил товарищам, Панкратов, ещё вовсе молодой, должен был перейти в нелегальные. В 1883 году, как член партии Народная Воля, он состоял членом боевой дружины совместно с Мартыновым и нашим другим шлиссельбуржцем, рабочим Антоновым. Партия в то время была уже разгромлена и билась в бесплодных судорогах последних схваток. В боевых действиях Панкратову участвовать не пришлось, но жаркий темперамент и боевое расположение, не угасавшее в отдельных личностях, вызвало при аресте его в Киеве вооруженное сопротивление, при котором он ранил жандарма.

За это он получил 20 лет каторжных работ и был отправлен в Шлиссельбург совместно с Карауловым и Мартыновым. После вердикта, в Киевской тюрьме всем троим хотели обрить полголовы, но это удалось сделать только после этого отчаянного сопротивления осужденных, поддержанного буйным протестом всех товарищей по заключению.

Панкратова привезли в Шлиссельбург 20 декабря 1884 г. день, памятный для меня, вследствие того что что его посадили в камеру рядом со мной, и он оказался первым соседом, которого я получила со времени моего ареста. В Петропавловской крепости меня держали в полной изоляции, и, не имев ни при каких обстоятельствах соседей, я поступила в Шлиссельбург, не умея стучать и не зная тюремной азбуки, изобретенной декабристом Бестужевым и с тех пор видоизмененной. Только в начале декабря, потом долгих бесплодных попыток, мне удалось, в конце концов, распределить алфавит в 6 строк, по 5 букв в каждой, и я разобрала слова: Я Морозов. Кто вы?слова, которые по крайней мере в течение целого месяца выстукивал мой древний товарищ Морозов из камеры, находившейся по соседству внизу. Я продолжительно не могла смекнуть ни того, откель несутся эти звуки, ни того, в какое местоположение и чем я должна стучать. К тому же я думала, что стучит разведчик. Наконец, схватив деревянную ложку, я изо всей силы простучала в кран водопровода: Я Вера, и на первых порах этим ограничилась. Морозов понял...

Панкратов стучал не лучше моего; мы длительно нехорошо понимали приятель друга и отходили от стены, разделявшей нас, огорченными, а когда напрактиковались, то подружились.

Когда Панкратова привезли, ему было не больше 20 лет, и то, что он таким молодым кончил свою бытие, возбуждало во мне сострадание и жалость. Я была старше его на двенадцать лет, и мне казалось, что человеку со свежими силами должно быть значительно труднее, чем мне. Это определило мое нежное, без малого материнское касательство к его личности и выразилось в тех двух-трех стихотворениях, которые я посвятила ему.

Как зачастую случается при заочном знакомстве, он представлялся мне круглолицым юношей с чуть-чуть пробивающимся пушком на румяных щеках, шатеном с серыми, добрыми глазами и мягким славянским носом. На деле же он был смуглым брюнетом с черными, как смоль, волосами, с черными пронзительными глазами и крупным прямым носом истинный цыган, как он сам отзывался о своей наружности.

В соответствии с эдакий внешностью Панкратов отличался пылким характером, был вспыльчив, несдержан, резок (но не со мной!) и отчаянно нетерпим. Жандармов он ненавидел всеми силами души и приписывал им гадкие поступки, которых, я уверена, они более того не делали. Довольно было и тех, о которых мы знали с достоверностью. Я зачастую успокаивала его болезненную мнительность и отклоняла вспышки, которые могли ввести его в беду. Зная его нрав, помня вооруженное сопротивление при аресте и буйство при бритье головы, смотритель Соколов, сколь я могла заприметить, опасался играть на нервах его и не применял к нему тех репрессивных мер, какие выпадали на долю строптивых. Поэтому его нахождение в крепости прошло для него в общем успешно.

В первых же беседах с Панкратовым посредством стену выяснилось, что он намерен капитально заняться самообразованием, в чем я, конечно, старалась прийти на выручку его. Действительно, продолжительное нахождение в крепости не пропало для него даром, и ко времени выхода он успел накопить приличный припас знаний, что позволило ему позднее в Сибири принимать участие в научных экспедициях и действовать геологические изыскания и более того открытия.

Как профессиональный сотрудник, ещё в детстве миновавший прекрасную практическую школу у московского оптика Левенсона, он оказался у нас в крепости мастером на все руки, делал разные.превосходные вещи и на ряду с Антоновым был лучшим столяром и токарем.

Ближе других он был с Антоновым, но в особенности дружил с Ашенбреннером, тот, что был старше его больше чем на 20 лет.

По амнистии 1896 года срок его 20-летней каторги был сокращен на одну треть, и вместо 1904 года он расстался с нами в 1898 году.".

ОБЗОРН0-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по материалам архивного личного дела № 9004 УФСБ России по Ростовской области

Панкратов Василий Васильевич

1.Биографический раздел

Родился в 1901 году в селе Касторное Центральной Чернозёмной губернии в семье рабочего.

С 1912 г. по 1916 г. учился в сельской (земской) школе. По окончании школы поступил на железную дорогу в службу ремонта пути табельщиком (учётчиком).

Участник Гражданской войны (дата: 1917 г. – 1922 г. Итог: победа РККА, образование СССР), в 1917 г. ушёл в Красную Гвардию (образована в апреле 1917 г., к октябрю 1919 г. интегрирована в РККА) - в отряд комиссара Дмитриева. Тогда же вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков).

Весной 1918 г. в составе отряда командира Макова участвовал в партизанском движении на территории Украины, оккупированной австро-германскими войсками.

Служил на броне-летучке «Мир хижинам, война дворцам» (командир Михайличенко), действовавшую против немецких войск на участке Валуйки - Новый Оскол.

После ранения в июле 1918 года вернулся в Касторную на долечивание. По 50% партийной мобилизации (в губерниях прифронтовой полосы начата в июле 1918 г.) волостным комитетом Российской коммунистической партии (большевиков) - председатель В. Кандыбин (1889 – 1955) – направлен в железнодорожную Чрезвычайную комиссию (структура губернской ВЧК) комиссаром местного железнодорожного узла.

В составе Богучарского полка Отдельного экспедиционного корпуса Южного фронта участвовал в подавлении Верхне - Донского восстания (дата: 11 марта – 8 июня 1919 г. Итог: победа восставших при поддержке Вооружённых сил Юга России).

Осенью 1919 г. по тяжёлому ранению эвакуирован в Воронеж. После выздоровления поступил в особый отдел Воронежской губернской Чрезвычайной комиссии. (Председатель комиссии Н. Алексеевский {сентябрь - октябрь 1919 г. и 01 апреля 1920 г. – 12 октября 1920 г.}).

После взятия Воронежа частями Белых армий - 17.09.1919 г. (К. Мамантов) и 06.10.1919 г. (А. Деникин) в виду вновь отрывшейся раны отправлен на долечивание в Елец.

В составе 42-ой дивизии (начдив И. Паука), входившей в ударную группу 13-ой армии, участвовал в Воронежско - Касторненской операции Южного фронта (дата: 13 октября - 16 ноября 1919 г. Итог: победа РККА, создание Первой конной армии, образованной по решению Реввоенсовета РСФСР от 17 ноября 1919 г.).

После взятия Касторной частями 1-го конного корпуса С. Будённого (15 ноября 1919 г.) поступил в Касторенскую уездную ЧК, образованную 23 сентября 1918 г. (штат - четыре сотрудника).

В апреле (марте) 1920 г. направлен в полевой особый отдел 13-ой армии (командарм И. Паука), в составе которой участвовал в Перекопско-Чонгарской операции Южного фронта (дата: 07 ноября -17 ноября 1920 г. Итог: победа РККА (комфронта М. Фрунзе) и Крымской группы войск Совета Революционных Повстанцев Украины (председатель Совета Н. Махно).

После взятия Крыма (17 ноября 1920 г.) полевой особый отдел 13-армии переброшен в Новороссийск, где весь личный состав включён в штат Особого отдела Черного и Азовского морей, образованного по приказу ВЧК № 87 1920 г.

В дальнейшем переведён в Единый Ревтрибунал Крыма (председатель П. Русаков), созданный 01 августа 1921 г. в результате объединения Крымского областного Ревтрибунала (губернская юстиция) и Ревтрибунала Крыма и побережья Азовского и Чёрного морей (военная юстиция).

В 1921 г., как не сдавший автобиографию в соответствии с обращением ЦК РКП(б) «Ко всем партийным организациям. Об очистке партии» (опубликовано в «Правде» 27 июля 1921 г.), исключён из РКП/б.

Назначен начальником пограничного пункта (24 ноября 1920 года ответственность за охрану границы РСФСР была передана Особому отделу ВЧК).

В 1923 г. уволился из органов ГПУ при НКВД РСФСР и поступил на рабфак, на дневном отделении которого с 1922 г. был установлен трёхлетний, а на вечерних - четырёхлетний срок обучения.

В 1927 г. по окончании рабфака возвратился на службу в органы безопасности с назначением на должность уполномоченного Особого отдела Чеченского областного (Чеченского, Чечено-Грозненского) отдела ОГПУ при СНК СССР (начальник областного отдела Г. Крафт).

В качестве начальника оперативной группы участвовал в ликвидации

Баксанского восстания в Кабардино-Балкарии (дата: июнь 1928 г. Итог: восстание подавлено),

Шалинского восстания в Чеченской АО (дата: ноябрь - декабрь 1929 г. Итог: «почётный мир» с прекращением боевых действий и амнистией участникам восстания. Руководитель восстания Ш. Истамулов ликвидирован в 1931 г.).

Принимал участие в операции ОГПУ по ликвидации «Всесоюзной контрреволюционной церковно-монархической организации “Истинно-Православная Церковь”» . Второй этап операции (дата: сентябрь 1929 г. – апрель 1930 г. Итог: по делам № 2076, № 1448 и № 660 на Северном Кавказе арестованы 157 человек).

В 1931 г. под его руководством ликвидирована кадровая контрреволюционная бандгруппировка во главе с Вахаевым и Умхаевым (Чеченская АО). В том же году в хуторе Турты Чаймохк из”яты 12 членов банды и Шамилёв Муцу (последний имам Чечни).

Принимал участие в ликвидации Ножай-Юртовского восстания в Чеченской АО (дата: март 1932 г. Результат: восстание подавлено).

Застрелился в 1936 г. (Ростов-на-Дону), находясь в должности начальника Оперативного сектора Управления НКВД СССР по Азово-Черноморскому краю (начальник управления П. Рудь). Чин – капитан государственной безопасности.

Проживал Ростов-на-Дону, Братский пер., 27/11

2. Награды и поощрения

“Маузер” (за активное участие б/б и к/р). Приказ ОГПУ СКК от 12/III -1930г. № 34/25 (Е. Евдокимов - полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР в Северо-Кавказском крае {1923 -1930}).

Револьвер “Кольт” (за успешную ликвидацию к/р восстания по М-Карачаю). Приказ Карачаевского Окружного исполкома от 7/V - 1930 г.№ 16 (Б. Шаманов - председатель Исполнительного комитета Совета {1929-1932}).

С абля (за боевые заслуги). Приказ Карачаевского Облисполкома от 12/VII – 1930 г. б/н (Б. Шаманов - председатель Исполнительного комитета Совета {1929-1932}).

Револьвер № 370720 (за беспощадную борьбу с к/р на СКК). Приказ ОГПУ СКК 20/VII – 1930 г. № 116 (Е. Евдокимов - полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР в Северо-Кавказском крае {1923 -1930}).

Часы (за успешную борьбу с к/р на СКК). Приказ Карачаевского Крайисполкома от 28/XI – 1930 г. № 136 (Б. Шаманов - председатель Исполнительного комитета Совета {1929-1932}).

Революционная благодарность (в день 13 годовщины ВЧК-ОГПУ). Приказ ОГПУ СКК от 23/XII – 1930 г. № 124 (Р. Пиляр - полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР в Северо-Кавказском крае {1930 – 1932}).

Революционная благодарность (за активное участие в сектантской операции). Приказ ОГПУ СКК от 23/II – 1931 г. № 47 (Р. Пиляр - полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР в Северо-Кавказском крае {1930 – 1932}).

Благодарность (за успешное выполнение поручаемых заданий). Приказ УНКВД АЧК от 26/XI - 1934 г. № 346/105 (П. Рудь - начальник Управления НКВД СССР по Азово-Черноморскому краю {1934-1936}).

Отец - Василий Васильевич Панкратов (? – июль 1941 г.), слесарь железнодорожных мастерских депо станции Касторная, преподаватель труда в ФЗУ, член ВКП(б), рабочий стаж свыше 40 лет. Остался на оккупированной территории. Расстрелян немцами в июле 1941 г.

Жена - Фаина (Ефросинья) Герасимовна Панкратова, урождённая Лукина (?- август 1945 г.). После окончания пединститута преподавала в школе историю. В 1942-1945 г.г. - секретарь военного трибунала пограничных войск НКВД СССР Армянского округа, затем военного трибунала Северо-Кавказского военного округа (председатель трибунала - Б. Иевлев).

Сын - Владимир Васильевич Панкратов (24 июля 1930 - 16 ноября 2006), криминолог, разработчик концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних, автор ряда модульных программ по этой тематике. Докладчик от СССР на VII конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, Италия, август-сентябрь 1985 г.). Имеет свыше 200 публикаций. Классический труд – монография «Методология и методика криминологических исследований» (1972 г.). Почётный работник прокуратуры Российской Федерации (1993 г.).

Прикрепленные файлы

Прикрепленные файлы доступны только зарегистрированным пользователям

Комитет по культуре наконец-то обрел нового председателя

С тех пор как Дмитрий Месхиев летом 2012 года неожиданно ушел в отставку, кресло председателя комитета по культуре пустовало полгода.

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко на все вопросы СМИ о том, определился ли он с кандидатурой председателя, отвечал: «Честно вам скажу: пока нет. Много кандидатур предлагалось и предлагается. Я на всех внимательно смотрю, но, вы знаете, вы правы, город у нас очень большой культуры, здесь очень много деятелей культуры. К сожалению, а может, к счастью, я увидел, что очень сложно найти такую фигуру, которая бы, мягко говоря, устраивала всех».

И вот в конце марта губернатор наконец определился. Но интрига сохранялась до последнего, Полтавченко не называл имени кандидата, но пообещал журналистам: «Он вам понравится!»

В начале апреля тайна была раскрыта: новым рулевым петербургской культуры стал Василий Панкратов, трудившийся несколько лет на посту заместителя председателя комитета по культуре, а затем три года проработавший директором ГМЗ «Гатчина» и отлично себя там зарекомендовавший. При нем в Гатчине успешно реставрировались дворец и парк, появилось множество интересных экскурсий и мероприятий, из которых публике особенно полюбилась «Ночь музыки». Прошлым летом праздник, посвященный Сергею Рахманинову, посетили 17 тысяч человек.

Сегодня Василий Юрьевич, интервью с которым в бытность его директором Гатчинского музея не раз публиковались в «Вечёрке», отвечает на вопросы нашего корреспондента Галины Артеменко уже в своем новом качестве.

Сейчас надо прежде всего наладить нормальную работу

— Василий Юрьевич, зная, как вы «жили Гатчиной» все эти три года, не могу не спросить: как же вас все-таки уговорили-то в Смольном на комитет?
— Понимаете, есть ощущение, что происходит что-то не так на нашем культурном поле. И мне кажется, что руководство города это видит. Ситуацию надо исправлять. Предложили мне — значит, мой опыт может пригодиться, надо помогать. И отношение ко мне в нашей среде хорошее, реально хорошее. Не только среди музейщиков, которые — мой цех, но и среди театральных, среди музыкантов. Значит, сможем решать проблемы вместе, сообща. Хотя эти доводы второстепенные. Главное, я побывал уже «на государевой службе» и за четыре с половиной года привык к тому, что если твой руководитель говорит «надо», то следует ответить «есть». Мне сказали: «Нужен!» — и я ответил: «Есть!». Вот и все.

— Есть ли у вас уже какие-то идеи о том, как дальше развиваться, что будет происходить «в культурном поле»?
— Я массу своих идей не успел реализовать в бытность замом председателя — какие-то планы было рано воплощать, что-то не дали воплотить. Возможно, к каким-то идеям тогдашним я вернусь уже в новом качестве. Но сейчас надо прежде всего наладить нормальную деловую работу, чтобы отношение к комитету у культурного сообщества было таким, каким мы когда-то задумывали, — как к месту, где людей встречают с пониманием и сочувствием и где можно рассчитывать на помощь.

Я в первый день своей работы здесь в новом качестве сотрудникам говорил: совершенно не считаю, что комитет стал хуже работать. Но что-то явно произошло, какой-то надлом, может быть, сыграло роль столь долгое отсутствие председателя. Еще полгода назад я не чувствовал такой тревоги в профессиональном нашем сообществе, такого брожения, какое ощущаю сейчас. Все же людям важно знать, кто их возглавляет и куда ведет. Поэтому я свою роль сейчас вижу не в том, чтобы предлагать и делать какие-то новые проекты, «улучшать культурное поле», а чтобы сначала восстановить разрушившиеся связи.

— Где больше всего ослабли нити?
— Например, не совсем внятной оказалась политика комитета в отношении театров. Я считаю, что для власти самыми главными аргументами для поддержки того или иного театра должны быть не его прошлая слава, не состав труппы, количество народных артистов, отношение умных театроведов или что-то еще, а вполне конкретные результаты — сколько пришло зрителей, сколько поставлено новых спектаклей. Вот сегодня это стало применяться. Но смогла ли власть достаточно ясно объяснить, что делается, зачем делается? Любой переход к новому — достаточно болезненный. А тут людям даже не объяснили толком чисто технические вещи — что и как меняется в организационных вопросах, в порядке финансирования. В результате все выглядит так, будто просто, ни с того ни с сего, изъяли у театров часть зарплатных денег — и живите как хотите. Естественно, поднялся шум.

Слияние четырех кинофестивалей воспринимаю как любопытный эксперимент

— Вернете ли петербургским кинофестивалям их привычный традиционный календарь или оставите всех в пространстве одного Кинофорума?
— Пока могу только сказать, что хорошо понимаю, почему их решили проводить одновременно. Это политика укрупнения, она может сработать, если речь идет о ежегодных событиях, в которых уже заметны следы кризиса. Еще думаю, у города было желание создать масштабное и конкурентоспособное кинособытие, что тоже неплохо. Словом, прошлогоднее слияние четырех фестивалей я лично воспринимаю как любопытный эксперимент. Кстати, и результаты, кажется, были не столь огорчительными. В этом году, насколько мне известно, фестиваль «Виват кино России!» возвращается в свое обычное время, открытие запланировано на 13 мая, а в осенний расклад мне еще надо вникнуть.

День города будем праздновать три дня

— У нас есть такие праздники и события, когда нужна серьезная финансовая поддержка, например, День города. То это у нас «ивент», то местечковый праздник с любительскими коллективами. Каким будет он на этот раз?
— День города — очень важное мероприятие, надо бороться за то, чтобы это событие было качественным, значимым, запоминающимся. Для любого петербуржца это должен быть особый день, мне всегда хотелось, чтобы все наши жители стремились провести его в Петербурге, а не на даче, на грядке. Сейчас до Дня города осталось мало времени, и особенно вмешиваться я не собираюсь. Знаю, что программа рассчитана на три дня. 27 мая — это понедельник, так что начнем праздновать еще в субботу. Там будет и фестиваль уличных театров, и фестиваль духовых оркестров, и впечатляющий хоровой проект, и акция «В театр — за 10 рублей». Я еще до конца не разобрался, буду вникать. Все-таки я три года жил Гатчиной.

Я не поклонник актуального искусства, но понимаю его социальную значимость

— Василий Юрьевич, еще три года назад невозможно было представить, что Петербург будут называть «столицей мракобесия», что у кого-то поднимется рука бросить в окна Музея Набокова бутылку, а на стене намалевать оскорбительные надписи, что станут пикетировать выставки современного искусства и угрожать его создателям. Вы что по этому поводу думаете?
— Ну, «столица мракобесия» — это, пожалуй, слишком. Интересно, кто автор этого хлесткого словечка? Думаю, человек, очень довольный собой. «Лолиту» я считаю самым слабым произведением Набокова, в которого был влюблен в течение, наверное, трех-четырех лет. Выставку «ICONS» я не видел по той простой причине, что «искания» ее авторов мне абсолютно неинтересны. Не думаю, что ее появление без скандала могло бы содействовать репутации Петербурга как «очага культуры». И вообще я не являюсь любителем актуального искусства, мои личные вкусы очень просты и традиционны: Пушкин, Толстой, Рахманинов, «березки». С другой стороны, я вхожу в попечительский совет Института Pro arte с самого его основания. Понимаю и значимость, и социальную функцию, и политическую важность современного искусства. Все знают это мое отношение. И если уж я оказался на месте председателя комитета по культуре, я буду и здесь придерживаться той же позиции.