Понравилось произведение ася. Сочинение на тему: Почему так закончилась повесть Тургенева

Понравилось произведение ася. Сочинение на тему: Почему так закончилась повесть Тургенева "Ася". Какие пословицы подходят к повести Тургенева «Ася»

Повесть «Ася» считается жемчужиной литературного наследия великого русского классика И. С. Тургенева . Она была написана в 1857 году и повествует о несчастной любви господина Н. Н. к нежной и доверчивой девушке, которая была сестрой его друга. Несмотря на то, что произведение небольшое по размеру, оно отличается глубиной содержания и зашифрованным смыслом. Сначала кажется, что весь смысл в том, что главные герои расстались, не найдя общих точек соприкосновения. На самом деле, смысл повести гораздо глубже, и он затрагивает причины неудавшейся любви.

Главный герой произведения господин Н. Н. как-то на студенческой вечеринке «коммерш» в германском городе З. познакомился с двумя русскими, которые ему сразу понравились. Молодой человек представляется как Гагин , а девушка - его сестра по имени Ася . С того дня Н. Н. становится хорошим другом семьи и часто захаживает к ним в гости. Как-то от Гагина он узнает, что у Аси неполное дворянское происхождение. Её мама была крепостной и стыдилась своего происхождения, так и Ася порой вела себя неуклюже в дворянском обществе. В целом, она была веселой девушкой, могла шутить, озорничать, вести себя как капризный ребенок, но временами становилась серьезной барышней.

Эта импульсивность немного пугала Н. Н. Поэтому, когда Ася открыто объявила о своих чувствах, он засомневался в возможности этого союза. Сомнения, как известно, худший враг в любом вопросе, тем более в вопросах любви. На мой взгляд, именно из-за предрассудков, слабого характера и неверия в себя Н. Н. упустил такую девушку, как Ася. И именно поэтому повесть закончилась печально. Со временем главный герой осознал свою потерю. Ведь он так никогда и не встретил девушку, хотя бы отдаленно напоминающую ему Асю. До конца жизни он хранил записки, которые она ему писала.

Есть вероятность, что уже тогда между Асей и Н. Н. были взаимные чувства, но он колебался. Гагин тоже считал, что он не решится на серьезные отношения. Одна только Ася до конца верила в возможность их личного счастья. Она была исключительным человеком с чистой душой и неординарной судьбой. Во время их свидания в домике фрау Луизе она оказалась в объятиях Н. Н., но он вместо того, чтобы открыться навстречу, упрекнул ее в чрезмерной откровенности. После этого он Асю больше не видел. Она сбежала в неизвестном направлении, а все его поиски оказались тщетны.

Повесть Тургенева стала еще одним доказательством того, что любви нужно отдаваться всецело, оставляя позади все сомнения и страхи. Счастье не терпит промедления. Для того чтобы любовь всегда оставалась в наших сердцах, достаточно полюбить. Но для того чтобы любимые были всегда рядом, нужно внимательно слушать свое сердце.

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

Необыкновенная и красивая повесть Тургенева "Ася" повествует о чистой любви. Эта история имеет поэтическое обаяние, нежность и чистоту.

Господин Н.Н. и Ася случайно встретились за границей, она живет там со своим сводным братом. Автор не описывает внешность Аси. Мы видим ее как бы глазами господина Н. Н. Всю жизнь он жил в довольствии и достатке. Его устраивала размеренная и спокойная жизнь. И вдруг - Ася. Такая юная, милая и необычная девушка. Н. Н. не вдруг понял, что он влюбился в Асю. С первой встречи его тянуло к ней.

Чудачества Аси он воспринимает не как психические отклонения, а как искренность поступков, готовность к самоотречению. Не случайно в разговоре с Н.Н. она говорит, что хотела бы быть похожей на Татьяну Ларину. Образ Аси похож на ясный весенний день. Всё зеленеет, цветет и благоухает. Но где-то в дали вдруг появляется тучка, которая навевает тревогу.

Во всех произведениях Тургенева о любви есть какая-то тайна, трагедия, тень неразделенной любви. Есть тайна и у Аси. Ее родители, мать - крепостная крестьянка, отец - помещик, рано умерли. Живя в пансионате, она не получила приличного образования. Она сама узнает мир, иногда совершает странные поступки, из-за чего не может найти себе друзей.

Асе исполнилось семнадцать лет, и как любая девушка она грезит о любви, готова совершить подвиг во имя высокого чувства.

Любовь приходит к ней в образе Н.Н. Никогда раньше она не испытывала такой палитры чувств. Ей кажется, что жизнь наполнилась смыслом. Свое будущее она связывает с Н.Н., и оно видится ей светлым и наполненным любовью. Ей кажется, что они вместе будут совершать только добрые дела.

Но она ошибается. Н.Н. испугался своей любви, он оказался не готовым нести ответственность за любимую. Признание Аси напугало его, и он принимает решение уехать. Как часто Н.Н. потом корил себя за эту ошибку. Он так и не смог стать счастливым. Много лет он искал ее, но так и не смог найти свое потерянное счастье. В отличие от своего любимого Ася оказалась сильнее и взрослее и смогла навсегда уехать из города.

При прочтении тургеневской повести возникают вопросы о счастье. Возможно ли оно? Есть ли у счастья будущее? Мысль Тургенева: "У счастья нет завтрашнего дня..." звучит грустно, но это есть правда жизни. Но если у счастья нет завтра, то нужно жить сегодня, сейчас. И пусть это только краткий миг, но он есть в нашей жизни и сердце.

Вариант 2

Есть ли для счастья определенное время? Или же это нечто кратковременное, то за что нужно хвататься, наслаждаться, пока оно есть? На этот вопрос и отвечает главный герой повести И.С. Тургенева «Ася».

Повествование начинается с того, что уже немолодой мужчина, при неизвестных нам обстоятельствах, скорее всего в дружеской беседе, рассказывает историю, случившуюся с ним в юности.

Молодым человеком он путешествовал по Европе. Когда он был в небольшом городке Германии, он знакомится так же с русскими путешественниками: братом и сестрой. Понадобилось немного времени, чтобы он подружился с ними, и влюбился в девушку. Но Ася была сводной сестрой молодому человеку, у них был один отец, а вот мать ее была простой женщиной. Девушка, осознавая свое общественное положение, очень от этого страдала. И, когда она поняла, что влюблена в Н., отлично осознавала шансы на их брак. Неудачное объяснение, отложенное на потом решение признаться в чувствах главного героя, в итоге привело к тому, что брат с сестрой уехали в неизвестном направление, а главный герой хоть и пытался их найти, так этого сделать и не смог.

Возможно одна из основных трагедий данной истории в том, что счастье между Асей и Н. было возможно. Но сами люди либо этого не замечают, либо собственными руками его разрушают.

Вполне очевидно чуть ли не с самого начала взаимная симпатия героев. Светлое, сильное чувство зарождается в них обоих, но по сути дела недосказанность, банальное решение оставить дело на завтрашний день, уничтожает возможность этого. Сомнения героев в их взаимном будущем понятно, они вынуждены считаться с мнением общества, да и они молоды. Но как же горько от той мысли, что если бы герой, уходя от дома Гагиных, когда он осознал всем своим существом, что он любит Ася достаточно сильно, чтобы жениться, не смотря на ее происхождение, вернулся бы, они могли бы быть вместе. Одно решение, которое так повлияло на их судьбу.

У счастья нет прошлого, нет настоящего, оно существует только сейчас, в настоящее время. Главный герой через горький опыт осознал это. Даже спустя много лет, когда, казалось бы, он видел многое, и встречал много интересных женщин, он все равно помнит Асю. Эта та любовь, которая не повторяется, любовь всей жизни, то счастье, которое он так и не узнал.

Сочинение 3

Повесть Тургенева «Ася» красиво рассказывает о первой, чистой любви. Она содержит поэтическое обаяние и чистоту.

Двое молодых людей Господин Н.Н. и Ася знакомятся за границей, она путешествует со своим сводным братом. Внешность девушки автором не описывается. Мы видим ее глазами господина Н. Н. Он прожил жизнь в достатке. Его такая жизнь устраивала. И вдруг появляется Ася. Она была юная, милая девушка. Н. Н. влюбился в неё. С самой первой встречи он чувствует, что его тянет к ней.

Ася хочет быть похожей на Татьяну Ларину. Ася легкая, молодая, цветущая. В этом произведении есть тайна, которая лежи пятном на девушке. Она рано осталась сиротой, не получила достойного образования. Она сама идет по жизни, набивая себе шишки.

В рассказе Асе 17 лет, она хочет любви, готова на подвиги во имя любимого. В лице Н.Н. она находит любовь. Она ни к кому никогда не испытывала таких чувств. Для неё жизнь наполнилась смыслом. Она мечтает выйти за него замуж. Она надеется, что её чувство взаимно, но она ошиблась. Молодой человек пугается своей любви, он не готов к ответственности за любимую. После признания Аси, он уезжает. Потом всю жизнь он ругал себя за свою слабость. Он не нашел своего счастья.

Когда читаешь эту повесть невольно задумываешься, возможно ли, вообще быть счастливым. Бывает ли счастье потом или оно сиюминутное. Повесть учит тому, что не надо бояться своего счастья, а нужно идти навстречу ему, не думая не о чем. Потом может быть поздно.

Главная героиня повести была девушкой импульсивной, страстной натурой и влюблена в Н.Н. , но когда им пришлось объяснятся, он растерялся, чем ранил девушку, его показное равнодушие принесло несчастья им обоим.

В жизни обычно так и бывает. Тему несчастной любви затрагивали многие авторы XIX века.

Писатель хотел показать этой повестью, что надо обращать на свои чувства, и если ты встречаешь свою любовь, то надо делать шаг навстречу.

От счастья героев отделяло лишь одно слово, которое так и не было сказано. Он не смог рассказал о своих чувствах, отлаживал на потом, а этого не случилось. Он упустил свой шанс, потерял счастье своей жизни. Он хотел ей утром следующего дня во всем признаться, сделать ей предложение, но она не стала ждать, ночью она сбежала вместе с братом в неизвестном направлении. Герой искал её потом, но так и не смог найти её следов.

Сочинение

По литературе

Ученицы 8а класса

Александринской гимназии №628

Кухарёнок Алёны

«Мне нравилась её душа».

(Ася в одноимённой повести И.С. Тургенева)

Сочинение.

Ася (собственно имя её было Анна) – главная героиня повести. Молодая девушка милого вида, как говорит о ней рассказчик, некий Н.Н., полные имя и фамилию которого автор скрывает от нас: « Девушка, которую он назвал своею сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было в ней что то своё, особенное, в складе её смугловатого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита». В Асе, как мне кажется, есть какая то изюминка, придающая ей сказочную обворожительность. Она очень переменчивая и суетливая девушка, напоминающая маленькую яркую птичку с обворожительным голоском: « Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходящим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, он иногда веки её слегка щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен». Она как бы постоянно находится в беспечной радости, не зная никаких забот, не нагружая себя никакими проблемами. Люди такого склада всегда оставляют хорошее впечатление о себе и приятны для беседы. Но не смотря на свою беспечность, Ася – девушка крайне застенчивая. Только после того как брат говорит ей: « Ася, полно ёжится! Он не кусается», Н.Н. и мы вместе с ним, узнаёт настоящую Асю, такую, какая она есть на самом деле. До этого момента, главная героиня повести представляет собой неразговорчивую, тихую и скромную девушку. Как мы уже сказали, Ася крайне суетлива (в приятном смысле) и непредсказуема. К тому же, мы можем добавить что она очень переменчива в своём настроении и своём поведении: « Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; я, однако, видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном».

Читая повесть, я представляла себе Асю девушкой подвижной как ртуть, девушкой с крайне интересным и непредсказуемым характером. Чрезвычайно обаятельную.

История, которая происходит с Асей, вызывает во мне сочувствие к ней. Мне её искренне жаль! Такая прекрасная девушка влюбляется, влюбляется горячо, искренне, в первый раз. И кто же предмет её обожания? Мягкотелый, скучный как выжитый лимон, путающийся в своих мыслях и чувствах молодой человек. По началу он сам не знает любит он Асю или нет. А когда решает для себя, что все же любит, то не решается преступить призрачные границы так называемых приличий, и женится на ней. То, что делает в дальнейшем. Наш «многоуважаемый» Н.Н., вообще не подвластно здравому смыслу. Являясь на свидание к девушке, он, вместо того, чтобы показать ей свою сильную симпатию, начинает выговаривать несчастную, вконец запутавшеюся девушку. Он обвиняет Асю в том, что она его компрометирует! И как после этого её не жалеть?

На следующий день, в полном расстройстве, сто естественно, Ася вместе с братом уезжают из этого города. Вконец же запутавшийся в своих чувствах Н.Н., бросается вслед за ними, в надежде найти Асю и сказать ей, что он её любит. Однако, все его попытки напасть на их след тщетны.

Дальнейшая судьба Н.Н. незавидна. Он никак не может позабыть Асю, такую казалось бы мимолетную юношескую влюбленность: « Я знавал других женщин, - но чувство, возбуждённое во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чьё сердце, припавшее к моей груди, не отвечало моё сердце таким радостным и сладким замиранием»! Н.Н. до конца своей жизни остаётся один, храня Асины записочки и высохший цветок гераниума, брошенный однажды Асей ему из окна.

Судьба же Аси нам не известна, мы лишь только можем предположить, что с ней случилось в дальнейшем. Возможно, последствия той любви глубоко сказались на ней и Ася как и Н.Н., до конца своей жизни осталась одна. Может быть и наоборот. Ася быстро забыла произошедшее и жила дальше счастливой жизнью. Найдя себе мужа, родив детей (Этот вариант, как мне кажется наименее вероятен, так как рана оставленная в её сердце той несчастной первой любовью, должна быть достаточно глубока, а такие раны заживают нескоро). Возможно, сто произошедшее задело и её психологию и она, например стала более тихой и замкнутой, ушла в себя, тем самым потеряв свою незабываемую изюминку.

Как бы то ни было, в любом случае это происшествие является важным поворотом (витком) судьбы Аси, и автор не зря рассказал нам про него. Ведь не смотря на то, что повесть была написана сравнительно давно, и за прошедшие годы нравы и обычаи поменялись очень сильно, в наше время тоже можно встретить героев этой повести. А это может обозначать только одно, что повесть И.С. Тургенева «Ася» является самым настоящим шедевром, потому как только такие произведения остаются актуальными по прошествии стольких времён.

В повести «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.

Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».

Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”».

Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».

Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.

В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.