Оценка общей и моторной плотности занятия. Определение моторной плотности урока. Комплексы упражнений для развития прыгучести

Оценка общей и моторной плотности занятия. Определение моторной плотности урока. Комплексы упражнений для развития прыгучести

Общая плотность 79.5% является недостаточной и объясняется несвоевременным началом урока и недостаточным умением учителя заинтересовать учащихся предла­гаемым упражнениями, а также неэффективной организацией выполнения упражне­ний в основной части урока.

двигательные по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий , подготовка мест занятий, взаимопомощь и др.);

отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.

При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой » и не входят в процент плотности.

К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

§ неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т. п.);

§ неподготовленность учителя к уроку , непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;

§ излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

§ нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.


Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока.

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых действий, технических приёмов, упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа занятия.

При всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления обучаемыми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной деятельности в целом.

В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике.

На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на роках физической культуры в IV-V классах принято считать плотность, равную 37-49 %; в VI-VIII классах – 50-60 %; в старших – до 70 %.

устранению отмеченных недостатков и укачаны пути повышения плотности урока.

Хронометраж урока физической культуры.

Задачи урока:

I. Образовательные:

1. Совершенствовать выполнение группировки в кувырке:

а) вперед в упор присев (девочки);

б) назад из седа (мальчики).

2.Совершенствовать выполнение приземления в опорном прыжке ноги врозь.

II. Развивающие:

1. Развивать координационные, силовые, скоростно-силовые способности.

III. Воспитательные:

Воспитывать чувство организованности и дисцип­линированности.

Класс: 5 «А»

В классе по списку 28 человек. Присутствовало 24 (из них 15 мальчиков, 9 девочек).

Наблюдение проводилось за учеником

Хронометрировал урок:

Примерная запись анализа плотности урока.

Начало урока не было четко организовано. Класс опоздал на 2 минуты, чем объясняется простой в подготовительной части урока

При проведении обще­развивающих упражнений учитель сначала объяснял и показывал уп­ражнения, а затем учащиеся их выполняли. Более целесообразно было бы проводить их по названию или по команде «Делай раз» и т. д. Это позволило бы сократить время, затраченное на показ и объяснение, тем более что уп­ражнения хорошо знакомы школьникам. Общая продолжительность подгото­вительной части -19. 00 мин.” затянута.


В основной части урока при выполнении упражнений ученик проделал опорный прыжок 5 раз, а кувырок только 3 раза и затратил на это 1 минуту 26 секунд, а на ожидание очереди и отдых - 8 минут 31 секунду. Время на ожи­дание очереди и отдых при выполнении сложно координационных упражне­ний (прыжок через «козла»), должно быть не более 2 минут. В данном случае наблюдался неоправданный простой. Увеличение числа повторений не только повысит мо­торную плотность урока, но и в большей мере будет соответствовать задаче совершенствования разученных движений. Повысить моторную плотность можно было, введя дополнительное упражнение в интервалах между основ­ными заданиями (элемент круговой тренировки). Например, в прыжках это могло быть подпрыгивание на месте на двух ногах с последующим принятием положения правильного приземления.

тили на различные вынужденные паузы, в большинстве своем нецелесообразные. В продолжение основной части урока ученик, за которым велось наблюдение, выполнил 2 подхода в прыжках в длину, (один вне очереди) и 4 подхода в метании. Моторную плотность основной части урока можно было увеличить, используя для метания упражнение в парах.

Более двух минут педагог затратил на замечания по поводу дисциплины. Учитывая особенности данного класса (ребята достаточно дисциплинированы, занимались с интересом) можно предположить, что улучшению дисциплинированности будет способствовать более основательная подготовка преподавателем к уроку, конкретизация частных задач, выбор соответствующих методических приемов обучения, воспитания, организации.

Педагогически значимой заключительной части урока фактически не было: ребята наспех убрали снаряды, построились и на этом урок был закончен. Подвести итоги, оценить и мотивировать учащихся к следующим занятиям педагог не успел. В том числе по причине неэффективного расхода времени на предыдущих этапах.

Общую и моторную плотность урока можно было повысить, резервы для этого имелись.

Предложения:

1. Следует обратить внимание на более качественную разработку конспекта и своевременную организацию материально-технических условий.

Подпись хронометриста:____________________

Оценка урока: _________________

Подпись проводящего урок:________________

Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени (графы 4) должны равняться общей продолжительности урока

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения урока Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с цепью более экономного, эффективного исполь­зования времени урока В анализе плотности урока нужно конкретно изло­жить причины, которые обусловили соответствующие показания секундоме­ра В заключение анализа должны быть внесены предложения по

Таблица 1. Примерные показатели моторной плотности на уроках различного типа

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ХРОНОМЕТРАЖА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ

Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Примерные величины МПУ физкультуры (Таблица № 1)

По моим подсчетам, ученики могут находиться в полезном движении в зависимости от темы и задач уроков 25-35 мин. (сюда входят и различные перестроения). 5-10 мин. уходят на объяснение и демонстрацию упражнений. 1-2 мин. – на раздачу и сбор инвентаря, вынос и уборку матов (хотя лучше спланировать уроки, чтобы тяжелый инвентарь не убирался, а использовался в течение всего рабочего дня). За две минуты до конца занятий ребят приходиться отпускать в раздевалку, иначе они не успевают привести себя в порядок к следующему уроку.

Итак, в полезном движении ученики находятся 25-35 мин. Откуда такое большое расхождение во времени? На первых уроках новой темы приходится больше объяснять и демонстрировать, чем на последующих; при спортивных играх в небольшом по размеру залу команды вынуждены ожидать своей очереди выйти на площадку; неизбежные простои возникают при прыжках в длину с разбега.

Разумеется, и 35 мин, недостаточно для полноценных занятий, но уж коли больше не дано, их надо использовать с максимальной пользой. Учитель обязан проиграть в уме или непосредственно в спортивном зале внешнюю форму урока, проверяя по секундомеру не только время для всех его частей, но и отдельных компонентов внутри их.

По моим наблюдениям, у всех учителей, чьи уроки отличаются высокой плотностью, есть одно общее качество: требовательность к ученикам. У одних эта требовательность обеспечивается жестким руководством, другие идут более сложным путем – неустанное убеждение учеников в полезности занятий. Думаю, что второй путь все-таки предпочтительнее. Когда ученики сами стремятся выполнить задания, не только не возникает проблемы дисциплины, но не нужен неусыпный контроль за классом. Учитель может заняться индивидуально с тем, кому требуется помощь, не беспокоясь, что за его спиной кто-то присядет на скамейку поболтать с товарищем. Сознательное отношение к урокам позволяет желающим выполнять упражнения сложнее предусмотренных программой: сальто вперед с разбега, длинные кувырки вперед через стул или через «козла», прыжки с подкидного мостика через резинку на двухметровой высоте, лазание по канату с грузом и т.д. Если ребята видят, что учитель искренне заинтересован в их продвижении, если уроки проходят эмоционально и без простоев, то отношение к учителю больше, чем уважительное. Тогда ученики сами одернут нарушителя дисциплины и косо посмотрят на тех, кто работает вполсилы. Такое отношение складывается не сразу и только в том случае, если учитель переводит свои знания и умения в своих учеников, если старается превращать каждый урок в маленький праздник для них.

По методу круговой тренировки в начальных классах

Большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям (заинтересовать ребенка в двигательном действии считаю главной своей задачей) мне удалось добиться благодаря проведению упражнений поточным методом по принципу круговой тренировки.

Во время передвижения учащихся в ходе круговой тренировки слежу за дистанцией, качеством выполнения упражнений, которые корректирую по ходу, помогая, подсказывая, подстраховывая.

Приведу некоторые комплексы упражнений круговой тренировки, используемые в I- IV классах.

I класс

  1. Переползание по-пластунски. Методические указания. Дистанция -1 мат по длине, следить за работой коленями и локтями.
  2. Подъем из положения лежа на спине. Голова на мате, колени согнуты, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на животе. Соблюдать дистанцию по указанию учителя.
  4. Перекат в сторону в группировке. Голова прижата к коленям. Соблюдать дистанцию.
  5. Разгибание рук в упоре лежа, носками зацепившись за рейку гимнастической стенки. И.п. - лежа на животе, кисти рук под плечами, пальцы вперед. Количество раз определяетучитель.
  6. Отталкивание ногами вперед на животе по гимнастической скамейке. Ноги прямые. Соблюдать дистанцию.
  7. Перекат в сторону вытянувшись («бревнышко»). Передвижение за счет перемаха ног.
  8. Переход по гимнастической стенке с вертикальным переворотом. Высоту определяет учитель. Страховка - маты под стенкой.
  9. «Волчок» - вращение в седе на ягодицах с продвижением по гимнастической скамейке. Выполнять с помощью рук. Ногами касаться пола с одной стороныскамейки при передвижении.
  10. «Задний ход» на четвереньках. При передвижении соблюдать дистанцию. Четвереньки - низкие (получетвереньки), средние или высокие (в полуприседе) - определяетучитель.
  11. Передвижение в висе на гимнастической стенке лицом к ней. Выполнять по силам,без перенапряжения. Девочки передвигаются приставными шагами.
  12. Перемахи ног через гимнастическую скамейку с продвижением вперед. И.п. - стойка сбоку скамейки, упор на руки. Соблюдать дистанцию 2 м.
  13. Прыжки по матам с продвижением вперед, отталкиваясь обеими ногами. Дистанция 4 м.
  14. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках. Движение вокруг матов и гимнастических скамеек лицом и ногами вперед.
  15. Бег с чередованием с ходьбой различного вида (широким шагом, спиной вперед, боковым галопом и др.). Соблюдать дистанцию. Дышать ровно, не задерживатьдыхание.
  16. Ходьба с выполнением упражнений на развитие мышц рук и на равновесие. Упражнения на дыхание. Активный вдох и выдох. Остановка по сигналу.

II класс

  1. Переползание по-пластунски ногами вперед. Соблюдать дистанцию. Использоватьнатянутую резинку (переползание под резинкой).
  2. Подъем из положения лежа на спине у гимнастической стенки. Колени согнуты, голова на мате, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание по гимнастической скамейке на спине обеими руками попеременно,отталкиваясь пятками от скамейки. Соблюдать дистанцию.
  4. Передвижение на высоких четвереньках по матам боком (приставными шагами), на ладонях, ступнях. Соблюдать дистанцию.
  5. Пролезание за перекладиной («пожарные»}. Упражнение выполняют, если дети к нему готовы, с большой осторожностью и подстраховкой учителя; под гимнастической стенкой обязательно положить маты.
  6. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках лицом вперед. Можно пере двигаться вдоль матов, опережая друг друга, но не сталкиваясь.
  7. Передвижение горизонтальное по гимнастической стенке с предметом в руке. Высоту указывает учитель. У гимнастической стенки маты.
  8. «Буксир» вдвоем. Подтягивание по гимнастической скамейке на животе. Хват за щиколотки. Соблюдать дистанцию.
  9. «Паук» - передвижение в упоре сзади на четвереньках, затылком вперед. Не сталкиваться. Продвижение вдоль матов.
  10. Передвижение по гимнастической стенке спиной к ней. Передвижение вдоль стенки. Высоту указывает учитель. У стенки положить маты.
  11. Передвижение по гимнастической скамейке, сидя боком, без помощи рук. Выполнять в быстром темпе.
  12. «Гусеница» на средних четвереньках в парах. В дальнейшем можно передвигатьсякомандами. Хват за щиколотки с внутренней стороны.
  13. «Мосты - мосточки» - прогибание и выгибание спины в упоре на гимнастическихскамейках. Упор с обеих сторон скамейки. Ладонями на скамейке, стоя на полу на носках, вытянувшись. Голова приподнята.
  14. «Космонавты» - перекаты в сторону, парами, держась за руки. Использовать две дорожки по 3 мата. Дистанция -1 мат по длине.
  15. Игра «Ковбои и амазонки» - стойка на гимнастической скамейке {одна рука впереди, другая сзади, ноги по бокам «коня»-скамейки). Выполняют по команде учителя. И.п. - сидя верхом друг за другом, дети «скачут», стуча ногами по полу. По команде «Овраг!» - отрывают ноги от пола, стойка на руках.
  16. Передвижение бегом по периметру спортивного зала с поворотами на 360° по сигналу. Переход на ходьбу с выполнением упражнений для развития мышц рук, ног.
  17. Соблюдать дистанцию. Бег ритмичный, ровный. Дыхание не задерживать, дышать равномерно.
  18. Упражнения в кругу – успокаивающие дыхательные. Активный вдох и выдох без задержки дыхания.

III класс

  1. Переползание по-пластунски с зажатым между голенями предметом (мячом). Продвижение с помощью рук (локтей), на животе.
  2. Продвижение с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали, в руке предмет (мяч). Соблюдать дистанцию. У гимнастической стенки положить маты.
  3. Пролезание змейкой в пролеты гимнастической скамейки. Соблюдать дистанцию. Мяч держать перед головой. Преодолеть не менее 6 пролетов. Затем встать, выпрямиться, выполнить передачу мяча броском от груди учителю.
  4. Передвижение на низких четвереньках боком приставными шагами (под натянутой резинкой).
  5. Передвижение по 3-й рейке гимнастической стенки спиной к ней, преодолеть все 5 пролетов. У гимнастической стенки положить маты.
  6. Передвижение на корточках по двум поставленным параллельно гимнастическим скамейкам («паук»). Скамейки должны быть неподвижными.
  7. Лазание по гимнастической стенке с помощью закрепленного над стенкой каната («скалолазы»). Влезть с помощью каната, спуск по гимнастической стенке. У стенки положить маты.
  8. Игра «Поезд». Переход из положения упор лежа в борцовский «мост». Все участники принимают упор лежа над матами. По сигналу учителя первый участник проползаетв «тоннеле» под «мостами». По следующему сигналу дети выполняют переворот навстречу «поезду» в положение борцовского «моста». Игра продолжается, пока все участники не побывают в роли поезда. Если участников много, их можно разделить на две команды и использовать две дорожки из матов.
  9. Игра «Ковбои и амазонки» на гимнастических скамейках.
  10. Ходьба различного вида (спиной вперед, на носках, на пятках, на корточках, с поворотами по сигналу учителя). Соблюдать дистанцию.
  11. Бег с напрыгиванием на стопку матов. Ходьба в сочетании с упражнениями, успокаивающими дыхание.

IV класс

В IV классе упражнения по методу круговой тренировки провожу в виде эстафет.

Методические указания. Все элементы эстафет должны быть отработаны на предыдущих уроках. Должна быть отлажена четкость в замене оборудования между эстафетами. Надо заранее приготовить доску, мел, секундомер, назначить судей из освобожденных от занятий учащихся, объяснить им правила подсчета очков и их запись. Приготовить предмет для передачи в эстафете.

После построения учащихся в одну шеренгу выполнить расчет на первый-второй. Звучат команды: «Вторые номера, шаг вперед! Шеренги, направо сомкнись!» Затем участники садятся на гимнастические скамейки у дальней стены спортивного зала; капитаны команд (командиры) сидят в центре скамейки.

1-я эстафета (рис. 2). Уложить по 2 мата па­раллельно вдоль спортивного зала, на гимнастической стенке закрепить тонкие канаты для подъема с их помощью. У канатов осуществлять страховку участников.

Выполнить перекат в группировке вдоль зала, добежать до гимнастической стенки, взобраться на нее с помощью каната, спуститься по рейкам стенки, добежать до скамейки, передать эстафету из руки в руку приготовившегося следующего участника.

2-я эстафета (рис. 3). Установить по 3 гимнастические скамейки вдоль зала.

Проползти в пролеты гимнастических скамеек змейкой, добежать до гимнастической стенки, коснуться предметом рейки, обратно проползти по тем же скамейкам на животе, передать предмет следующему участнику.

3-я эстафета (рис. 4). Плотно уложить рядом 6 матов (3 + 3) посередине зала, вдоль них с обеих сторон установить гимнастические скамейки.

Выполнить перекаты цепочкой по 3 человека. И.п. - лежа на животе вдоль матов, хват руками за голени впереди лежащего участника. Завершившие перекат садятся верхом на гимнастические скамейки.

Примечание. Пока перекат выполняет первая тройка, готовится занять и.п. тройка другой команды. За разрыв цепочки начисляют 1 штрафное очко. Хват за голени изнутри.

4-я эстафета. Участники команд сидят на гимнастических скамейках, установленных вдоль зала. У первых номеров в руках волейбольный мяч.

Первые номера выполняют передачу мяча влево (вправо) сзади сидящему участнику. Последний в ряду игрок, получив мяч, бежит вперед и. сев на скамейку, выполняет передачу мяча сзади сидящему и т.д.

Примечание . Эстафету начинают сразу, как только последний игрок команды завершил предыдущий этап.

5-я эстафета (рис. 5). Подготовить 2 большие – «групповые» скакалки, 2 кубика.

Участники команд сидят на гимнастических скамейках вдоль стен зала, в ходе эстафеты постепенно передвигаясь к его задней стене. У первых номеров в руках кубик. По сигналу они с кубиком в руках совершают прыжки через скакалку, из-под нее выбежав, кладут кубик на пол, прыгая на одной ноге, выполняют ведение кубика до конца зала, коснувшись гимнастической стенки, встают на четвереньки (упор сзади), кубик кладут на живот, добегают «каракатицей» до последнего сидящего игрока команды, садятся рядом с ним и передают кубик по рукам вперед. Сидящий первым берет кубик и с ним вбегает под вращающуюся скакалку и т.д.

Примечание. По завершении эстафет подсчитывают очки и объявляют команду-победительницу

Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки

Развивая у детей прыгучесть, помимо самих прыжковых упражнений, целесообразно использовать упражнения на развитие гибкости и ловкости, так как эти качества непосредственно влияют на прыгучесть. В связи с этим для развития прыгучести предлагаю комплексы упражнений, в которых развитие гибкости и ловкости непосредственно связано с прыжковой подготовкой. Комплексы рассчитаны на круговой метод занятия.

Комплексы упражнений для развития прыгучести

1-й комплекс:

1-я станция - прыжки через скакалку;

2-я станция - подбросить мяч, присесть, поймать мяч;

3-я станция - из положения лежа на животе руки в стороны согнуть правую ногу назад и коснуться ею кисти левой руки;

4-я станция - прыжки в высоту через препятствие;

5-я станция - прыжки вперед-назад с длиной прыжка 20-30 см;

6-я станция - из положения сидя согнуть правую ногу в колене и отвести правую стопу назад. Согнуть левое колено, взяться кистями обеих рук за левую стопу и поднять ногу вверх вертикально. Полностью вытянуть левую ногу, спину держать прямо.

2-й комплекс:

1-я станция – напрыгивание на небольшое возвышение;

2-я станция - кувырок вперед, поворот прыжком на 360°, кувырок назад;

3-я станция - из положения стоя спиной к стене выполнить наклоны вперед с касаниями пола кистями рук;

4-я станция- «кенгуру» (прыжки через параллельно натянутые резиновые бинты);

5-я станция - прыжок через набивной мяч с поворотом в воздухе;

6-я станция - встать в широкую стойку ноги врозь, руки за голову. Сгибая правую ногу, сделать глубокий выпад вправо и наклон к правой ноге, локтем левой руки коснуться правого носка. С поворотом туловища направо локтем правой руки коснуться пола у носка снаружи. Толчком правой ноги вернуться в исходное положение. То же с другой ноги.

3-й комплекс:

1-я станция - прыжки в длину;

2-я станция - прыжки с доставанием высоко подвешенного предмета;

3-я станция - стоя на коленях, руки поднять вверх, выполнить наклон назад, стремясь коснуться руками пола;

4-я станция - прыжки через барьер;

5-я станция - прыжки с коленей на ступни (выполнять на гимнастическом мате). Из по­ложения на коленях, подпрыгнув (без помощи рук), принять положение «на корточках», затем прыжком вернуться в положение на коленях и т.д.;

6-я станция - из стойки ноги вместе наклониться вперед, обхватить ноги руками. Притягивать голову к коленям пружинистыми движениями, колени не сгибать.

Дозировка упражнений подбирается индивидуально с учетом возраста и подготовленности учащихся.

Итогом прыжковой подготовки может стать проведение соревнований в прыжках.

Соревнования в прыжках «Больше, выше, дальше!»

В этих соревнованиях могут участвовать две и более команд. Количество участников в каждой команде должно быть равным (от 6 до 12 человек).

Станции размещаются по кругу в спортивном зале. На каждой из них должны находиться не менее двух судей.

После построения и представления команд они расходятся по станциям (порядок прохождения станций для каждой команды определен заранее). Команда, выполнившая задание на одной станции, переходит на другую, пока не побывает на каждой из них.

Станция «Интеллектуальная». Судья зачитывает вопрос, после чего команда совещается 5-10 сек. и дает свой вариант ответа. Каждый правильный ответ приносит команде 50 баллов.

Примерные вопросы :

  • «прыгучее» насекомое (кузнечик);
  • резвая в беге лошадь чистокровной поро­ды (скакун);
  • и гимнастические снаряды, и животные (конь, козёл);
  • вид спорта, к которому относятся прыжки (легкая атлетика);
  • веревочка для прыжков (скакалка);
  • резиновый шар, который после падения под­прыгивает (мяч);
  • палка для прыжков в высоту (шест);
  • состязания верховых лошадей (скачки),

Станция «Скакалочная » (соревнования в прыжках со скакалкой). Нужно выполнить как можно больше прыжков со скакалкой. У каждого участника команды одна попытка. Количество прыжков, выполненных отдельным участником команды, суммируют и переводят в баллы, за­работанные командой на этой станции {1 пры­жок равен 1 баллу).

Станция «Кенгуру» (соревнования в прыжках через резиновые бинты). Между параллельно поставленными гимнастическими скамейками натягивают 6-8 резиновых бинтов через каждые 30 см. По сигналу судьи участник в течение 30 сек. выполняет прыжки через каждый резиновый бинт, продвигаясь вперед. Прыгать нужно одновременным толчком обеих ног. После того как учащийся перепрыгнет через каждый резиновый бинт, он разворачивается и начинает прыгать в обратном направлении. Если участник ошибается (задевает нога­ми резиновый бинт, выполняет прыжок не одновременным толчком обеих ног, а иным способом), судья даёт команду «Стоп!», и этому учащемуся засчитывают только предыдущие удачно выполненные прыжки. За каждый правильно выполненный прыжок участник приносит своей команде 5 баллов.

Станция «Высокая» (соревнование в прыжках в высоту). Между двумя стойками натягивают резиновый бинт на высоте 50-60 см (в зависимости от возраста участников соревнований). За резиновым бинтом, в зоне приземления, лежат гимнастические маты. Каждый участник после небольшого разбега выполняет прыжок в высоту любым способом. Участники, взявшие эту высоту, приносят своей команде по 10 баллов и получают право на выполнение следующего прыжка на высоту, увеличенную на 5 см. Если участник при прыжке задевает резиновый бинт какой-либо частью тела, он выбывает из участия в соревнованиях на данной станции.

Станция «Длинная» (соревнования в прыжках в длину с места). Каждому участнику дается одна попытка. Результат каждого прыжка соответствует определенному количеству баллов.

Таблица оценки результатов в прыжках в длину (Таблица № 2)

После прохождения каждой командой всех станций судьи подсчитывают общее количество баллов, набранных командами.

Команды строятся. Судьи объявляют и награждают победителей.

Одним из показателей эффек­тивности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковы­ми возможностями и условиями организации работы в подгото­вительной, основной и заключительной частях урока. Общее вре­мя, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность – это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель­ную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оп­равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи­тельности урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

« МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРОЕКТ

ПЛОТНОСТЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА

Выполнено студенткой 42 группы

БЕЛОВОЙ ЮЛЕЙ ГЕННАДИЕВНОЙ

специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Руководитель: КРИВЦОВА НИНА ИВАНОВНА, преподаватель

Орёл, 2017

Введение……………...………………………………………....…………………....2

1.1 Общее понятие и виды плотности урока……………………………….............5

1.2. Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке ………………………...........................................................……7

2. Приемы рационального использования времени на уроках………………………………............................................................................9

2.1. Определение плотности урока путем хронометража……...........……………………………………………………..……12

2.2. Протокол определения плотности урока путем хронометрирования……...15

Заключение ……………………………………………………………....…………19

Список использованной литературы………………...……………..……......….…21

Приложение 1………………………………………………..…………......…….…24

Введение

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность – это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока.

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Актуальность исследования: Одной из главных проблем современной системы физического воспитания школьников является повышение эффективности урока, как основной организационно-методической формы физического воспитания в школе (Зигфрид, 1991). В решении этой задачи особое значение приобретает поиск более рациональных путей совершенствования эффективности урока физической культуры, одним из которых является интенсификация учебно-тренировочной деятельности (Шитиков, 1997). Урок выступает как единое целое, структурно-целостное, относительно самостоятельное звено состоящее, однако, из взаимосвязанных частей, содержание и структура которых определяется логикой обучения физиологическими закономерностями и задачами урока. Закономерности построения различных частей урока изучены неодинаково. Так большое внимание уделяется исследованиям основной части урока и неоправданно малое той части, которая в значительной степени обуславливает успешное решение главных задач основной части урока, а именно, подготовительной. Многие исследователи (Шитиков, 1997) отмечают, что двигательная активность детей резко снизилась. Это объясняется тем, что применяемые методы массового обучения продолжают значительно отставать от уходящей вперед спортивной практики. На школьном уроке педагоги часто пользуются недостаточно эффективными приемами массового овладения основами техники бега, прыжков и метаний, применяют неинтересные и однообразные средства, а также недостаточные практические умения составлять и планировать уроки, учитывая возрастные особенности, - обуславливают снижение моторной активности. Из выше изложенного следует, что решение задач по повышению эффективности процесса обучения, за счет повышения моторной плотности урока, является актуальным научным направлением, от успешного развития которого зависит процесс обучения.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: содержание и технология определения плотности урока физической культуры.

Цель: повышение качества процесса физического воспитания, за счет повышения моторной плотности урока за счет использования оптимальных средств, методов и способов организации занятий.

Задачи:

Проанализировать научно - методическую литературу.

Определить уровень физических качеств младшего школьного возраста.

Гипотеза: предполагается, что если в процессе проведения школьных уроков использовать оптимальные средства, методы и способы организации занятий, то это позволит повысить моторную плотность уроков, и будет способствовать улучшению двигательного опыта и повышению уровня физической подготовленности школьников.
Практическая значимость: исследования заключается в разработке и эффективности применения экспериментальной программы поурочных занятий, направленной на повышение моторной плотности. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов средних общеобразовательных учреждений.

1. Теоретическое обоснование плотности уроки физической культуры

1.1 Общее понятие и виды плотности урока

Регулировать нагрузку в уроке-это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсивность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограничивается ее дозированием в физических упражнениях. Сила воздействия на занимающихся зависит не только от характера упражнений, но и от других компонентов: объяснений, демонстрации упражнений, методов организации занимающихся и т. п.

В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспечить возможно больший объем полезной нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей плотности необходимо учитывать также, что виды оправданной деятельности в уроке далеко не равнозначны для решения учебно-воспитательных задач. Стремясь к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная плотность - один из показателей продуктивности занятий физическими упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует определенного времени на постановку заданий. В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

1.2. Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке

Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке.

Различают три основных метода, характеризующих в целом организацию занимающихся на уроке (класса, команды, секции), а также порядок постановки и порядок выполнения ими заданий преподавателя: фронтальный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном методе всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы, которые получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой.

При индивидуальном методе каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных занимающихся.

Каждый из названных методов имеет достоинства и недостатки. Так, организация занимающихся фронтальным методом позволяет более полно держать всех их в поле внимания и руководить их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, увеличивает возможности индивидуального подхода к отдельным занимающимся или группе их, но ограничивает возможность преподавателя держать под контролем всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке, зависит от степени новизны и сложности заданий, материальной оснащенности мест занятий, возраста занимающихся, уровня их подготовленности и других обстоятельств.

Для урочных форм занятий в целом, как правило, типично комплексное использование всех трех методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику организации урока характеризует также порядок выполнения занимающимися заданий во времени: одновременно всеми или поочередно (по группам или каждый один за другим), слитно (поточно) или раздельно. Выполнение серии заданий, направленных на комплексное развитие физических качеств, в последние годы все чаще организуют в форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую моторную плотность, чем раздельное. Однако в образовательном отношении оно может быть менее эффективно, так как отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других элементов обучения.

2. Приемы рационального использования времени на уроках

Примерные величины моторной плотности урока физкультуры

Тип урока

Моторная плотность

1. Вводный

10 - 40%

2. Ознакомление с новым материалом

20 - 30%

3. Разучивание нового материала

30 - 50%

4. Закрепление и совершенствование нового материала

50 - 80%

5. Контрольный

40 - 50%

6. Комбинированный

40 - 60%

7. Соревнование

50 - 90%

8. Сюжетный(сказка, путешествие)

30 - 60%

9. Круговая тренировка

50 - 90%

В процессе урока занимающиеся обучаются двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями,

физическим развитием, познания закономерностей движений своего тела. Умение правильно распределить средства, применить необходимые методы организации занимающихся, методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств являются составными характеристиками мастерства будущего педагога. Успех в решении различных задач, стоящих перед уроком, возможен при высокой продуктивности (плотности) урока. Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько бережно, экономно и эффективно расходуется время на различные действия (схема 2).

Средства - подбор системы подводящих упражнений, подбор специально-подготовительных упражнений, включение дополнительных действий, заданий, изменение черт техники, включение дополнительных заданий на развитие физических качеств между подходами, применение сопряженных упражнений, смена упражнений (характер, способ выполнения), включение знакомых игр и эстафет.

Методы - создания представления об упражнении (делай - раз, делай - два), преимущественное использование наглядного метода перед словесным использование целостного метода, применение многообразия методических приемов в освоении техники физических упражнений, применение игрового и соревновательного метода, сокращение времени отдыха между подходами, применение наглядных карточек, зарисовок упражнений, краткие и грамотные объяснения педагога.

Организация - использование многопропускных снарядов, нестандартного оборудования; тренажеров, дополнительного инвентаря.

Принципы - хорошие предпосылки и условия для высокой моторной плотности и рациональной нагрузки имеет реализация преподавателем принципов обучения: активности и сознательности, доступности, систематичности, прочности. Работа педагога, направленная на осознания цели и задач проводимых занятий, перспективных путей физического совершенствования, стимулирования интереса, мобилизация чувств, воли учащихся, помогают установлению сознательного отношения к предлагаемому заданию. Указанные принципы оказывают положительное влияние на проявление творческой инициативы, повышение личной ответственности за качество и эффективность учебной работы, а также используются преподавателем для повышения работоспособности учащихся. Оперативный контроль действий учащихся, своевременная теоретическая и практическая помощь, умение педагога сосредоточить внимание учеников на ошибках и способах их устранения позволяют выявить закономерности, определяющие успех обучения и воспитания. Стимулирование и поощрение поисковых и творческих усилий - все это предпосылки для активизации мыслительной и двигательной деятельности учащихся. Организация взаимообучения, когда учащиеся на уроке объясняют и находят ошибки и совместно предлагают пути их устранения, оценивают друг друга, оказывают непосредственную физическую помощь развивает любознательность, наблюдательность, мыслительную активность. Инициатива и чувство ответственности способствуют воспитанию настойчивости, трудолюбия.

2.1. Определение плотности урока путем хронометража

Наиболее простым способом определения плотности урока является хронометраж урока. С помощью хронометрирования урока можно точно узнать, сколько минут в уроке ученик двигался, сколько отдыхал, ожидал очередь, какое время ушло на прослушивание и т.д., узнать, сколько времени в уроке расходуется рационально, а сколько нерационально. Хронометраж урока - это определение во времени всех видов деятельности учащихся:

- непосредственное выполнение двигательных действий, необходимых для решения образовательных, оздоровительных, воспитательных задач;

- прослушивание, просмотр заданий учениками, взаимообучение, обсуждение выполнения упражнений, исправление ошибок, оказание страховки;

- организационно-вспомогательные действия, когда учащиеся устанавливают снаряды, готовят в ходе урока места и инвентарь в тех случаях, если это нельзя сделать до урока из-за нехватки инвентаря, мелких снарядов;

- необходимый отдых и ожидание очереди;

- простаивание, когда учащиеся не выполняют то, что обеспечивает решение поставленных задач.

Различают два вида плотности - общую плотность, двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность - это отношение времени, затраченного в уроке рационально, ко всей продолжительности урока. К рационально затраченному времени относят все те действия, которые помогают решать образовательные и воспитательные задачи (строевые, танцевальные, перестроения, передвижения, переходы к снаряду общеподготовительные, специально-подготовительные, подводящие, основные и др. упражнения и игры, эстафеты). Кроме того, к рационально затраченному времени относят профессионально грамотное и педагогически оправданное применение преподавателем словесно-наглядного метода, когда ученики с интересом и вниманием слушают педагога, просматривают, изучают представленный материал).

Двигательная плотность - это отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока. Следует помнить, что выполнение необходимых строевых упражнений, перестроений, передвижений и переходов от снаряда к снаряду - все это необходимые физические упражнения.

Простой - отношение времени, затраченного на нерациональные действия, ко всей продолжительности урока. К нерационально затраченному времени относят время, которое ушло на опоздание и преждевременное окончание урока, перекличку; непродуманные, безграмотные объяснения учителя, непродуманные и неорганизованные передвижения и перестроения в уроке, нарушения дисциплины, пропуск

подхода к снаряду учеником, несвоевременная подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования.

Организационно-вспомогательные действия не относят ни к рационально затраченному времени, но и не относят к простою. Установка в ходе урока оборудования для эстафет, полосы препятствий, подготовка станций, уборка и необходимая установка снарядов.

Ожидание очереди и необходимый отдых лучше осуществлять за счет смены упражнений, замены пассивного отдыха на активный. Тогда это время будет использоваться рационально.

Технология хронометрирования урока включает следующую последовательность операций:

- перед уроком необходимо заранее подготовить форму протокола;

- включить секундомер с окончанием звучания звонка на урок;

- при поочередном выполнении упражнений наблюдение следует вести за одним учеником;

- выключить секундомер с фактическим окончанием урока.

- обработку протокола начинать сразу после окончания урока, отдельно по частям урока суммируется время каждого вида деятельности в уроке в целом;

- высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке (не забыть минуты превратить в секунды);

- вычертить шкалу плотности урока;

- дать письменный анализ полученных данных.

2.2. Протокол определения плотности урока путем хронометрирования

Место проведения: спортивный зал.

Ведущий урока:

Класс: 3А

Время проведения: 40 мин. (8.00-8.40)

Задачи урока:

1. Совершенствование ловли и передачи меча.

2. Развитие ловкости, быстроты двигательных реакций, общей выносливости. 3. Содействовать развитию психических процессов: внимания, мышления.

4. Воспитывать смелость, выносливость.

Время о начале Дея-и.

Двиатель-

ная

Умствен

ная

отдых

Примеча ние.

П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

1. построение

0.30

0.30

2. сообщение задач урока

1.30

3. повороты на месте

1.48

0.18

4. ходьба

0.52

5. ходьба с заданием

5.30

3.30

6. бег

6.30

7. ходьба с восстановлением дыхания

0.30

8. перестроение

9. ОРУ поточно

11.0

10. перестроение

12.0

ИТОГО:

12.0

11.0

О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь

11 обьяснение

12.30

0.30

12. п\и « охотники и утки.

22.30

0.30

Выбили, сидит без задания.

13. подведение итогов игры

23.0

0.30

14. п\и « белые медведи »

30.0

15. полведение итогов игры

30.20

0.20

16. перестроение

31.30

1.10

17. п\и передал, садись

34.30

18. подведение итого игры

35.30

ИТОГО:

23.30

16.4

0.30

2.20

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

19. упражнения на внимание

38.00

20. подведение итогов, выставление оценок

39.30

21. домашнее задание

40.0

0.30

ИТОГО:

ВСЕГО ЗА УРОК:

40.0

31.1

0.30

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 12.0: 12.0 * 100 = 720:720 *100 = 100%

МП = 11.3:12.0 * 100 = 678: 720 * 100 =94.1%

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = (16.4+2.2+2.0):23.3 * 100 = (984+ 132+120):1398 * 100 =88.4

МП = 16.4:23.3 * 100 = 984:1398 *100 = 70.3%

  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 4.3: 4.3 * 100 = 100 %

МП = 3.0:4.3 * 100 = 180:258 * 100 = 69.7 %

ВСЕГО ЗА УРОК:

ОП = (31.3+4.5+2.0):40 *100 = (1878+270+120):2400 * 100 = 2268:2400 *100 = 94.5%

МП = 31.3: 40 * 100 = 1866:2400 * 100 = 77.7%

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

В подготовительной части урока общая и моторная плотность высокие, за счет применения безостановочных методов. Учащиеся хорошо подготовлены к предстоящей работе.

В основной части урока общая, моторная плотность упала, за счет объяснения правил игр.

В заключительной части урока общая плотность отличная.

В целом, плотность на уроке была достаточной.

Оценка за урок: 5 « отлично »

Заключение

Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д. Каждый учитель заинтересован в возможно большей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.

Время на уроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

До начала урока следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных предметов.

Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается, возможно, большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений и д.р. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всего урока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.

Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

Список использованной литературы

  • Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. -3 – е изд., стер., - М.:Академия, 2014. -528с.
  • Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: под общей редакцией Г. В.Барчуковой. – М.:Москва,2016. – 367с
  • Белов Р.А. Организация работы по физической культуре по месту жительства. - К.: Олимп. Лит., 2014. - 89 с.
  • Вайнбаум, Д. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст]/ Д. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
  • Виненко, В. И. Физкультура. 5 – 11 классы: календарно – тематическое планирование по трехчасовой программе/ авт. – сост. В. И. Виненко. Волгоград: Учитель, 2014. – 254с.
  • Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2014. - № 10. – С. 25-27
  • Гужаловский, А. А. Физическое воспитание в школе [Текст]: метод, пособие/ А. А.Гужаловский, Е. Н.Ворсин. - Минск: Полымя, 2015. - 95 с.
  • Евсеев, Ю.И. Физическая культура[Текст]: / Ю. И. Евсеев. – Изд. 7-е, доп. И испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 444,с.: ил. – (Высшее образование).
  • Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) - Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2015. - 56 с.
  • Каинов, А.Н.,Курьеров Г. И. Физическая культура. 1 – 11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / авт. – сост. А. Н.Каинов, Г. И.Курьеров. Волгоград: Учитель, 2014. – 171с.
  • Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М.: Советский спорт, 2014.- 201 с.
  • Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2016.- 298 с.
  • Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2013. -319с.
  • Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2016. -543с.
  • Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре // Физическая культура в школе. - 2015. №4. - 10-16 с.
  • Поваляева В.В. « Секреты » моих уроков // Физическая культура в школе. - 2015. - №2. - 43-46 с.
  • Романов К.Ю. Особенности физического воспитания с оздоровительной направленностью в начальной школе // Образование в современной школе. - 2014. - №5. - 17-23 с.
  • Соломахин О.Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №6. - 85-90 с.
  • Сумин П.И. Намечены направления деятельности // Физическая культура в школе. - 2013. №4. - 2-6 с.
  • Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов – М.: СпортАкадемПресс, 2014. – 139с.
  • Хафизова Г.Н. Урок физической культуры - урок радости и здоровья // Начальная школа. - 2015. - №7. - 77-79 с.
  • Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]/ Ж. К.Холодов, В. С.Кузнецов. - М.: Академия, 2013. - 479 с.
  • Ципин Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями: учеб. пособие / Л. Л. Ципин. – СПб. : Копи-Р Групп, 2014. - 103 с.
  • Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 - 256 с.
  • Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - Ростов н /Д: « Феникс », 2014. - 624 с.

Плотность урока физической культуры и методика ее определения

Регулировать нагрузку в уроке-это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсивность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограничивается ее дозированием в физических упражнениях. Сила воздействия на занимающихся зависит не только от характера упражнений, но и от других компонентов: объяснений, демонстрации упражнений, методов организации занимающихся и т. п.

В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспечить возможно больший объем полезной нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей плотности необходимо учитывать также, что виды оправданной деятельности в уроке далеко не равнозначны для решения учебно-воспитательных задач. Стремясь к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная плотность - один из показателей продуктивности занятий физическими упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует определенного времени на постановку заданий. В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке

Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке.

Различают три основных метода, характеризующих в целом организацию занимающихся на уроке (класса, команды, секции), а также порядок постановки и порядок выполнения ими заданий преподавателя: фронтальный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном методе всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы, которые получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой.

При индивидуальном методе каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных занимающихся.

Каждый из названных методов имеет достоинства и недостатки. Так, организация занимающихся фронтальным методом позволяет более полно держать всех их в поле внимания и руководить их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, увеличивает возможности индивидуального подхода к отдельным занимающимся или группе их, но ограничивает возможность преподавателя держать под контролем всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке, зависит от степени новизны и сложности заданий, материальной оснащенности мест занятий, возраста занимающихся, уровня их подготовленности и других обстоятельств.

Для урочных форм занятий в целом, как правило, типично комплексное использование всех трех методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику организации урока характеризует также порядок выполнения занимающимися заданий во времени: одновременно всеми или поочередно (по группам или каждый один за другим), слитно (поточно) или раздельно. Выполнение серии заданий, направленных на комплексное развитие физических качеств, в последние годы все чаще организуют в форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую моторную плотность, чем раздельное. Однако в образовательном отношении оно может быть менее эффективно, так как отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других элементов обучения.

Плотность урока

Чем рациональнее используется время урока, тем выше его плотность.

Высокая плотность - при выполнении бега, ходьбы, строевых упражне­ний, ОРУ и т.п.

Низкая плотность - при выполнении прыжков, метаний, лазания, упраж­нений на снарядах и т.д.

На плотность урока влияет организация урока, при которой одновре­менно занимается максимально возможное количество учащихся.

Содержание урока Пока­зания секун­доме­ра Затраченное время (мин; сек) Объ­ясне­ние и показ Вы­пол­нение упр. Вспо-мога-тель-ные дейст­вия Отдых Про­стой
Начало урока Построение Сообщение задач урока 0:00 2:00 120 2:00 120
Ходьба 2:00 30 30
Бег: - гладкий 2:30 1:10 70 1:10 70
- высоким подниманием бедра 3:40 30 30
- приставными шагами (правым, левым боком) 4:10 50 50
Перестроение (для выполнения ОРУ) 5:00 30 30
Выполнение комплекса ОРУ 5:30 7:00 420 7:00 420
Перестроение (к основной части), раздача мячей 12:30 1:00 60 1:00 60
Сообщение основных задач урока. Закрепление верхней передачи и приема мяча в парах: 13:30 20 20
- объяснение 13:50 10 10
- передача мяча от груди 14:00 2:00 120 2:00 120
- объяснение 16:00 10 10
- передача мяча с ударом об пол (кис­тевая) 16:10 1:50 110 1:50 110
- объяснение 18:00 10 10
- выполнение верх­ней передачи над собой с последую­щей передачей парт­неру 18:10 2:30 150 2:30 150
Закрепление нижней передачи мяча в па­рах: - объяснение 20:40 20 20
- имитационные упр. приема-передачи мяча 21:00 3:00 180 3:00 180
- объяснение 24:00 15 15
- выполнение нижней передачи мяча парт­неру 24:15 2:45 165 2:45 165
- объяснение 27:00 30 30
- выполнение верх­ней передачи над 27:30 3:00 180 3:00 180
собой с последую­щей нижней переда­чей мяча партнеру
Сбор мячей 30:30 30 30 30
Перестроение для проведения учебной игры (закрепление материала урока в игре) 31:00 30
Повторение правил игры 31:30 30 30
Учебная игра 32:00 6:25 385 6:25 385
Построение для под­ведения итогов урока 38:25 15 15
Анализ основных ошибок при выпол­нении заданий. 38:40 1:15 1:15 75
Конец урока 39:55
Итоговое время 39:55 2395 34:35 2075 5:20 320 4:10 250 29:00 1740 4:45 - 2:00 120

Затраченное время - время, непосредственно затраченное на данный пункт.



Объяснение и показ - время, затраченное на объяснение задания и его показ (по А.П. Матвееву - объяснение и обдумывание (мыслительный анализ выполнения предстоящего двигательного действия, задания, уп­ражнения).

Выполнение упражнения - время, затраченное непосредственно на выполнение двигательного задания (упражнения) учащимися.

Вспомогательное действие - время, затраченное на раздачу инвента­ря, перестроения, выполнение имитационных упр. (по А.П. Матвееву - за­висит от раздела программы, поставленных задач, выполняемой работы).

Простой - «бессмысленно» потраченное время урока (ожидание для выполнения задания).

Отдых - время, затраченное на восстановления дыхания, переход от одного вида деятельности к другому и т.п.

Общая плотность данного урока (94,98%) является высокой, что объ­ясняется хорошо продуманной организацией и ведением урока.

Моторная плотность во время урока изменяется (подготовительная часть - 26%; основная часть - 46%, урока в целом - 73%), что объясняется методом ведения урока и содержанием используемых упражнений.

Общая и моторная плотность урока

Общая и моторная плотность урока физической культуры
При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.
В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.
Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.
Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.
Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

Где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА – время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Обучение двигательному действию.
Прежде всего, следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на три фазы:
- создание предварительного представления об упражнении;
- разучивание упражнения (целостным или расчленённым методом);
- закрепление и совершенствование двигательного навыка.