Проблема войны и мира — аргументы и сочинение. «Война и мир»: аргументы Проблема всенародного горя в годы войны аргументы

Аргументы на тему "Война" из литературы для сочинения
Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов "Судьба человека")

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.


Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак "Книжный вор")

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой "Война и мир", Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.


Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев "Сашка")

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки - девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев "Солнце мертвых")

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман "Авель")

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев "Убиты под Москвой")

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу матери. Одиноко и холодно и есть очень хочется. Вернувшаяся с работы уже затемно мать приносит муку и кусок мяса. Быстро и весело стряпаются пельмени. Но их ещё надо сварить. В холодную зимнюю темень выходят Ваня и мать за дровами. Холод, тяжело рубить дрова, а потом тащить их домой. Уставший Ванька засыпает, не дождавшись готовых пельменей. Мать с трудом будит детей и кормит их. Засыпая Ванька слышит, как мать строчит на машинке: завтра он пойдёт в школу в новой рубахе. Несмотря на тяжёлые годы войны, мать Вани говорит, что солдатам, сидящим где-то в окопах сейчас намного труднее, и видимо, это вселяет силы в уставшую женщину.

2. Э.Е. Фонякова «Хлеб той зимы»

Повесть посвящена тяжёлой блокадной зиме, когда по нормам выдавали 125 граммов хлеба на человека в день: «На фарфоровом блюдечке - пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом - зеленоватой жидкостью-болтанкой и пластик черного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух». Это еда на весь день, оставленная родителями своей дочке. Девочка мучается над проблемой съесть всё сразу или растянуть на весь день. Растянуть не получается. Всё съедается моментально и незаметно. Соседка в это время жарит на кухне блины. Девочка буквально молится, повторяя про себя как заклинание: «Ну дай же, дай!.. Ну пол, ну четверть блинчика!..» Однако соседка не делится с девочкой. Но некоторое время спустя в комнату заходит подружка Ирка и оставляет на столе завёрнутыми в газетку три ароматных масляных блина. Люди сохраняют милосердие и продолжают помогать друг другу даже в такое тяжёлое время.

3. Б.Васильев «В списках не значился»

Николай Плужников оказывается в Брестской крепости накануне начала Великой Отечественной войны. Разгромленный гарнизон уходит в подземелье. Николай и немногие выжившие защитники продолжают сражаться. Переходя из подвала в подвал, страдая от голода и жажды, Николай лишь однажды пытается покончить жизнь самоубийством. Однако в этот момент его отговаривает Мирра, девушка-еврейка, влюблённая в Николая. Осенью девушка признаётся, что она беременна. Плужников, желая спасти девушку, отправляет её на разбор завалов. Но её узнаёт немец, которого когда-то пощадил Коля. Мирра пытается отойти подальше, чтобы Плужников, который следит за всем из подвальной дыры, ничего не понял и не вмешался. Девушку жестоко избивают и протыкают штыком. Так Мирра спасает ценой своей жизни Николая. В условиях бесчеловечной жестокости в людях остаётся любовь, жажда спасти ближнего.

4. В.Г. Распутин «Живи и помни»

В повести идёт рассказ о судьбе Настёны, которая пытается в последние годы войны спасти своего мужа-дезертира. Андрей Гуськов в минуту слабости, испугавшись погибнуть на войне, бежит домой в родную деревню. Прячась по ночам, они тайно встречаются. Настёна всячески пытается искупить грех своего мужа, работает больше других, покупает облигации государственного займа почти на свои трудодни. Когда женщина узнаёт, что она беременна, она пытается до последнего скрывать тайну своего мужа. Но её выслеживают. В этот момент, понимая, что уйти от погони не удастся, она тонет в реке, спасая ценою собственной жизни и жизни не рождённого ребёнка своего мужа. Название повести обращено к Андрею, который обрёк на смерть самого дорогого ему человека. В войне человек проявляет как свои лучшие, так и худшие качества.

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Война – это бессмысленные жертвы, разрушенные семьи и обездоленные дети. Наша задача – помнить все те ужасы, которые довелось перенести нашим предкам, и во что бы то ни стало не допустить повторения. Для этого нам нужно научиться выгонять её из нашего сердца, и всеми силами сохранять мир друг с другом. Выбирая для себя милосердие, прощение и любовь – единственные вещи, по-настоящему хранящие справедливость. Многомудрый Литрекон готов отстоять эту точку зрения с помощью литературных аргументов против войны.

  1. «А зори здесь тихие» . В знаменитой повести Б. Васильева читатель видит ужасающие последствия войны. Защищать родину выходят милые молодые женщины, которые становятся жертвами своей неспособности воевать. Все они уже успели пережить потери и смерти близких, все видели страх и горе, которые принесла за собой оккупация. Эти картины боли и угнетения вдохновили их на подвиг, на жертву. Женщины взяли оружие и начали отстаивать свою родину в неравном бою с мужчинами. Ни одна из них не дожила до победы, ведь грубая и равнодушная ко всему стихия войны смела с лица земли хрупких героинь. Они могли бы стать женами и матерями, могли бы воспитать своих детей, но вместо этого полегли на поле боя. Таковы трагические последствия боевых действий: они никого не щадят.
  2. «Обелиск» . В. Быков в своем произведении описал самые мрачные страницы Великой Отечественной войны — гибель детей, осмелившихся поднять руку на оккупантов. Мальчики захотели устроить диверсию и утопить автомобиль с полицаями и солдатами в реке, но не смогли воплотить планы в жизнь. Их раскрыли и арестовали, требуя выдать главаря банды — местного учителя. Но правда в том, что Алесь Мороз не знал о готовящейся акции и не допустил бы ее. Желая спасти детей, он пожертвовал своей жизнью и сдался добровольно. Разумеется, никого не отпустили. Все дети, кроме одного спасшегося мальчика, были казнены вместе с учителем, который до последнего мгновения старался поддержать их. К сожалению, никакие правила на войне не действуют, и ее жертвами становятся даже мирные жители и их дети.
  3. Произведение Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» рассказывает о гражданской войне в Испании. Молодой американец Роберт Джордан направлен в один из партизанских отрядов, чтобы выполнить задание по подрыву моста. В партизанском отряде он знакомится с девушкой, которая заставляет его переосмыслить всю свою жизнь. Он влюбляется в Марию. И это чувство проливает новый свет на все события, которые с ним происходят. В романе описаны ужасающие сцены гражданской войны, бессмысленное кровопролитие. Жизнь самой Марии – пример того, как безжалостна война. Ее обрили налысо, а затем били и насиловали просто потому, что она была дочерью чиновника. Но самое ужасное, что у этой войны – человеческие руки. Война – не абстракция, война – это действия обозлённых друг на друга людей. Людей, которые по каким-то причинам стали делить других на категории «свой-чужой». Сам Хемингуэй писал, что нужно в первый же день расстреливать тех, кто посылает людей воевать друг против друга, пытаясь нажиться на военных действиях. Это произведение показывает, что страдают невиновные люди, которые понимают бессмысленность и жестокость войны.
  4. «Живи и помни». В пронзительной и очень печальной повести Валентина Распутина «Живи и помни» война не только на фронте, но и в душах героев, которые оказались заложниками обстоятельств. Андрей, желая хоть на несколько дней увидеть родных, задерживается в пути и понимает, что совершил дезертирство. Ему приходится скрываться. Об этом догадывается его жена – Настёна, и они устанавливают регулярные встречи. В повести описано, как страшно Настёне, будто это и не её муж. Настолько он одичал от постоянных скитаний, и вечной необходимости прятаться. Положение Андрея – тяжёлое. Но ещё тяжелее оно у Настёны. Когда она понимает, что беременна, то вынуждена говорить всем, что ребёнок чужой, потому что Андрей должен быть на фронте. Её выгоняют из дома. Односельчане постепенно начинают догадываться, что Андрей может быть где-то поблизости, и, чтобы проверить это, устанавливают за Настёной слежку. Девушка хочет предупредить мужа, но понимает, что не успеет, и топится в реке. Так, загубленными оказываются сразу три жизни: Андрея, Настёны и будущего ребёнка. Война в этой семье разрушила их судьбы, даже не нанося непосредственных поражений. Одним своим существованием, она лишила их возможности жить.
  5. « В романе «Бойня номер пять или крестовый поход детей» Курта Воннегута есть предыстория, которая рассказывает читателю о том, почему герои дальнейшего повествования так неприглядно описаны автором. Писатель сидит на кухне у своего друга и его жены. Жена ведёт себя странно: злится, мешает разговору, грубо отвечает. Писатель спрашивает её в чём дело, и получает ответ, который определил дальнейшее развитие книги. Женщина говорит, что не хочет, чтобы он писал о войне. Потому что все герои наверняка будут как в фильмах: неунывающие красавцы, а война получится прекрасным фоном, чтобы подчеркнуть их доблести и достижения. И люди, которые на ней не были, будут думать, что война – это способ почувствовать себя героем. Курт Воннегут исполнил желание этой женщины. Его герои – это неуклюжие дети, попавшие в отвратительные условия войны, которая стремится забрать их жизни. Война там по-настоящему ужасна и абсурдна. Такая, какой её видят все, кому пришлось в ней участвовать.
  6. «Судьба человека» . В знаменитом рассказе М. Шолохова представлен герой, который потерял абсолютно все из-за войны. Андрей жил счастливо со своей большой семьей, но вот на СССР напала нацистская Германия, и Соколов вынужден был отправиться водителем на фронт. Там он не единожды рисковал собой, провозя снаряды и медикаменты под градом пуль. Но все же и он попал в плен, где выдержал нечеловеческие условия содержания. Набравшись мужества, герой бежал, взяв в плен важного вражеского чиновника. Он и не знал, что бежать уже некуда: дом разрушен снарядом, а семья убита им же. Сын его тоже пожертвовал собой, защищая родину. В итоге Соколов вернулся опустошенным и разочаровавшимся во всем. А его взгляде рассказчик видит только тоску. Вся судьба этого человека исковеркана войной.
  7. «Повесть о настоящем человеке». Героем этого произведения стал знаменитый лётчик-истребитель Алексей Маресьев. Подвиг, совершённый этим человеком в жизни, Борис Полевой описал в своём произведении. Самолёт этого легендарного лётчика был сбит вражеским самолётом, и Алексей потерпел крушение. Он упал в лес, где был чуть не съеден медведем. Только сила воли и спокойные рациональные действия спасли его: он застрелил зверя. С первых минут Алексей понимает, что повредил ноги, но ему нужно выбираться. Восемнадцать дней, терпя невыносимую боль, он скитался по лесу. Большую часть пути Маресьев проделал ползком. Мужество этого человека, природная сила воли и цель – выбраться во что бы то ни стало, вернув себе жизнь, сделали своё дело. Он оказался в госпитале. Но лечение потребовало от него не меньше мужества, чем скитания по лесу. Ему пришлось принять, что ступни ампутируют, и научиться жить с протезами. Алексея вдохновляет товарищ по палате – комиссар Воробьёв. Он помогает ему не сдаться, и начать бороться за выздоровление. Алексей Маресьев не только возвращает себе способность ходить, но и летать. Военная комиссия после многих испытаний допускает его до полётов. Война, испытания, болезни, увечья – ничто не смогло сломить этого мужественного человека. Его дух боролся за мир, и мир победил.

1) «Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло». (Лаоцзы)

2) «Война - болезнь. Вроде тифа». (Сент-Экзюпери А.)

3) «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, - значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были». (Камю А.)

4) «Самое большое зло, какое может сделать нам враг, это приучить наше сердце к ненависти». (Ф. Ларошфуко)

5) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». (Л.Н.Толстой)

6) «Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска…»

«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и - неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно-оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты». (Л.Н.Толстой)

Аргументация:

1. «Повесть о разорениии Рязани Батыем» (пер. Д.С.Лихачева)

«А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».
Автор «Повести..», описывая поле битвы, воссоздавая перед читателем картину разорения и сожжения русского города, помнит о чувствах своих читателей и выражает увиденное при помощи традиционных формул.
«И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестивого царя Батыя братия его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померзнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их потерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную».
Смерть в «Повести…» опоэтизирована: люди лежат на земле «опустошенной», «снегом и льдом померзнувшие», они «испили чашу смертную». Помня об историческом времени, мы можем предполагать, насколько безобразными и тяжелыми были раны участников сражения, насколько страшной была картина уничтоженного войсками Батыя города, а в тексте это не передано. Но это не свидетельствует о бессилии произведения искусства в деле воссоздания реальности. Это говорит о мудрости создателя «Повести», о гуманности древнерусской литературы.

2. «Валерик» (М.Ю.Лермонтов)

  • Едва лишь выбрался обоз
  • То было грозное молчанье,
  • Не долго длилося оно,
  • Но в этом странном ожиданье
  • Забилось сердце не одно.
  • Вдруг залп… глядим: лежат рядами,
  • Что нужды? здешние полки
  • Народ испытанный… В штыки,
  • Дружнее! раздалось за нами.
  • Кровь загорелася в груди!
  • Все офицеры впереди…
  • Верхом помчался на завалы
  • Кто не успел спрыгнуть с коня…
  • Ура - и смолкло. - Вон кинжалы,
  • В приклады! - и пошла резня.
  • И два часа в струях потока
  • Бой длился. Резались жестоко
  • Как звери, молча, с грудью грудь,
  • Ручей телами запрудили.
  • Хотел воды я зачерпнуть…
  • (И зной и битва утомили
  • меня), но мутная волна
  • Была тепла, была красна.

М.Ю. Лермонтов, считавший войну разрушением красоты мира, единства человека и природы, точно выражает эту мысль в эпизоде стихотворения «Валерик». Показывая безумие происходящего, Лермонтов уподобляет людей диким зверям и называет битву «резней». Ручей запружен трупами, его воды, отравленные смертью, становятся красными. Всего несколько штрихов – и ужас случившегося передается читателю. Усиливает впечатление эмоциональность монолога героя:

  • Я думал: жалкий человек,
  • Чего он хочет!…небо ясно,
  • Под небом места много всем,
  • Но непрестанно и напрасно
  • Один враждует он – зачем?

3. «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

Л.Н. Толстой показывает Бородинское поле после сражения. Для того чтобы выразить отвращение, ужас, боль, страдание от увиденного, Толстой заставляет «заговорить» безмолвную Природу. Дождь, накрапывающий «на убитых, на раненых, и на изнуренных людей», будто бы говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь. Что вы делаете?»

4. «Тихий Дон» (Шолохов М. А.)

Картина поля боя, произошедшего между русскими и немцами во время Первой мировой войны неподалеку от деревни Свинюхи, заставила содрогнуться даже привыкших к ужасам войны казаков. Трупы лежали внакат, в «непристойных и страшных» позах, земля была взрыта, примятая колесами повозки трава напоминает шрамы. В воздухе стоит «сладковатый, тяжкий» запах мертвечины. Казаков поразил вид молодого поручика, который и после смерти продолжал оставаться красивым; они потрясены видом убитого солдата, совсем еще мальчишки, которого настигла вражья пуля. Сокрушаются свидетели этого зрелища, глядя на парнишку: ему, должно быть, не довелось узнать сладости девичьего поцелуя. «Где же их так наворочали?»- спрашивают себя те, кто так же безжалостно расправляется с противником. Видимо, нет предела человеческой жестокости.

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна