Что означает фраза подковерная мышиная возня. Фразеологический словарь русского языка что такое мышиная возня, что означает и как правильно пишется.

Что означает фраза подковерная мышиная возня. Фразеологический словарь русского языка что такое мышиная возня, что означает и как правильно пишется. "Мышиная возня": значение фразеологизма, тональность выражения и примеры употребления Что обозначает фразе

Значение фразеологизма «мышиная возня» носит скорее негативный оттенок.

Но по ходу дела удалось найти в нем и положительную, увлекательную сторону .

Давайте рассмотрим значение и происхождение, синонимы-антонимы, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Мышиная возня – мелочные хлопоты, заботы, занятия; мелкие интриги, недостойные дела

Фразеологизмы-синонимы: мышиная беготня, суета сует

Фразеологизмы-антонимы: идти ва-банк (частично), быть не от мира сего (частично)

В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:

  • petty intrigues (английский язык)
  • remue-ménage (французский язык)
  • viel Aufheben um (немецкий язык)

Происхождение фразеологизма

Лишь в последний момент мне удалось найти вторую версию происхождения выражения, и это меня конечно обрадовало:

  • Как легко можно предположить, основная версия основывается на весьма распространенном в случае наличия в фразеологизме зверей и птиц переносе особенностей их поведения и повадок на людей и их взаимоотношения между собой. Соответственно, шуршание, беготня, попискивание мышей где-нибудь в подполе или на чердаке по ночам, мешающие нам, но не сильно, спокойно спать, легко ассоциируются с нашими мелкими хлопотами, житейским «попискиванием», а также - с мелкими интригами окружающих. Впрочем, в уподоблении себя этим суетным братьям нашим меньшим никто обычно ничего приятного не находит. Это подтвеждают и приведенные ниже примеры употребления выражения из произведений писателей.
  • По утверждению Ю.Н. Резник, выражение «мышиная возня» происходит от древнегреческого эпоса «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»), получившего известность в России. В частности, - в неоконченном переводе поэта Жуковского. Это пародийный эпос на «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, одно время даже приписываемый самому Гомеру, но позже отнесенный к периоду эллинизма. Это произведение стало родоначальником бурлеска, вида поэзии, в пародийной манере излагающей возвышенную тему. Кстати, в переносном смысле «батрахомиомахия» или «война мышей и лягушек» означает столкновение по ничтожному поводу (обычно столь же ничтожных соперников). Можно предположить, что у нас это выражение было «одомашнено» и превратилось в «мышиную возню».

В целом мне кажется, что важнее не то, какая из версий возникновения фразеологизма верна, а то, что имеется определенный выбор, разнообразие версий.

Примеры из произведений писателей

Гордая воля и независимость никого не боятся и открыто идут избранным путём, презирая ложь и мышиную беготню. (И.А. Гончаров, «Обрыв»)

Пели непристойные песни. Плясали бесстыдно. Хохотали. То там, то здесь слышалась нелепая мышиная возня. (Ф. К. Сологуб, «В толпе»)

О чём? Нам даже говорить с тобой не о чем: то, что волнует меня, - для тебя книга за семью замками, ну, а мне, прости, неинтересна вся эта мышиная возня, на которую ты тратишь столько сил... (В. А. Каверин, «Открытая книга»).

Эта мышиная возня, эти восторги Усольцева выводили Новикова из себя. Саша Заславский разделял его нетерпение. А Усольцев придумывал все новые проверки. (Д.А. Гранин, «Искатели»)

Это вовсе не время, а мышиная возня: то воды в доме нет, то электричества, то телефон не работает, то сын Андрейка приносит из школы двойку, то не работает городской транспорт, а что касается денег - так их постоянно в доме нет. (С.П. Залыгин, «Предисловие»)

Как можно определить деятельность людей, плетущих бесконечные интриги, но которые, как правило, не стоят свеч, потому что куш не так уж и велик? Разумеется, в культуре существует много фразеологических определений, но мы расскажем об одном, а именно о выражении «мышиная возня ». Значение фразеологизма сегодня нас занимает.

Происхождение

Конечно, бывают и милые мышки, например белые лабораторные. Судьба у них, правда, незавидная, но зато они выглядят хорошо. Но устойчивое словосочетание не про них, а про их собратьев-вредителей, которые обычно безобразничают в домах: разоряют запасы крупы, помечают территорию отходами своей жизнедеятельности, грызут ткани, мебель. И что характерно, они пробираются, как правило, неслышно, портят имущество и так же тихо уходят, оставив следы своего пребывания в помещении. Таково происхождение выражения «мышиная возня». Значение фразеологизма следует далее вместе с примерами употребления.

Проекция мышиного поведения на человеческое общество

Из-за своего природного вредного характера крысы и мыши не в большом почете у людей. Но если мыши живут так повинуясь инстинкту, то человек свободно выбирает свою стратегию поведения. Поэтому, когда какой-то человек начинает вести себя недостойно - плести интриги против соседа или сослуживца, а выгоды ему такие ходы принесут два рубля - это определяется другими людьми как «мышиная возня» (значение фразеологизма становится понятным, если обратиться к его происхождению).

Феномен мышиной возни присутствует почти в каждом коллективе. Есть мнение, что женщины более склонны к мелким интригам, но оно ошибочно, ибо все зависит от уровня морального развития человека.

Сплетни, пересуды и мелкие интриги не чужды и мужчинам. Психологи утверждают, что сильный пол даже более склонен к обсуждению слухов, чем пол прекрасный.

Таким образом, выражение «мышиная возня» (значение фразеологизма нами уже частично раскрыто) универсально и актуально почти в любой ситуации, ибо люди-мыши, есть в любом профессиональном сообществе.

Вариации значения

Помимо бессмысленных и беспощадных интриг, речевой оборот «мышиная возня» может означать еще и мелкие бесполезные хлопоты. Проще всего объяснить эту грань смысла фразеологизма через отсылку к его «коллеге» - «белка в колесе». Здесь два сближаются по значению. А иногда бывает и так, что интриги - это и есть бессмысленные хлопоты, потому что они вообще не предполагают ни результата, ни пользы, а единственный итог - это испорченные отношения с человеком.

Тональность выражения

По происхождению и значению можно понять, что хвалить высказыванием «мышиная возня» (значение у него очень пренебрежительное и не подходит для этих целей) затруднительно.

У детей в 90-х было много всяких бессмысленных, но в общем-то милых забав. Например, коллекционирование вкладышей из жевательных резинок. Тогдашним взрослым, наверное, это казалось несерьезным занятием. И гипотетически родитель мог бы подойти к ребенку и сказать, указывая на фантики: «Что это ты делаешь, что за мышиная возня?» Так бы мог поступить только бессердечный взрослый человек, коих, к сожалению, немало.

Два соседа и гонка тщеславия

Некоторые люди очень любят соревноваться, причем соперничают они преимущественно с ближним своим. Например, есть условные три соседа. Двое соперничают друг с другом, а третий в роли стороннего наблюдателя. Предмет спора живущих близко людей должен быть видимым и осязаемым - машины. У одного машина лучше, чем у другого. И проигрывающий выбивается из сил, трудится, зарабатывая деньги. И вот наконец-то пригоняет себе новую машину - лучше, чем у соседа. А сосед (нехороший человек) уже купил себе другую - элитарную иномарку.

Как стороннему наблюдателю прокомментировать сей процесс? Конечно, только: «Ну, что за мышиная возня?!» Предложение на самом деле может быть совершенно любым, главное, чтобы было показан разрыв между целью и средствами ее достижения.

Что такое "МЫШИНАЯ ВОЗНЯ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

МЫШИНАЯ ВОЗНЯ что Мелкие интриги, недостойные дела. Подразумевается группа лиц, участвующая в ситуациях, связанных с разделом имущества, с распределением сфер влияния, с приобретением нового социального статуса и под., часто с целью получения личной выгоды. Имеется в виду, что совершаемые действия и поступки (Р) оцениваются говорящим как нечистоплотные и неблаговидные или как суетные, мелочные хлопоты. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ? Р - мышиная возня. Только ед. ч. В роли подлеж., доп., обст. Порядок слов-компонентов фиксир. Они были людьми творческими, но они вполне могли предоставить свой дом за городом для разных встреч и для хранения таких материалов, если между журналистами и контрразведчиками начиналась мышиная возня. А. Маринина, Реквием.- Видите ли, Вячеслав Николаевич, вокруг призов идёт самая настоящая мышиная возня. Это раньше первое место было только первым местом и ничего, кроме славы и почёта, не давало. А теперь призы вручаются конкурсантам в толстых конвертах, набитых твёрдой валютой. А. Маринина, Чёрный список. Софья Петровна Преображенская всегда была далека от мелких театральных дел, всякая театральная мышиная возня была ей чуждой. Б. Хайкин, С.П. Преображенская. Наконец, годы мировой войны с тыловым казнокрадством всего, вплоть до медикаментов, бестолковой мышиной вознёй разных, в сущности, не столько служащих, сколько питающихся от фронта деятелей земского союза... К. Симонов, Софья Леонидовна. Можно было что-то предпринять, чтоб сохранить за Вичкой квартиру отца, но Вичка махнула рукой. Не захотела "мышиной возни". Пришлось им потом повозиться. Т. Набатникова, Каждый охотник. Саму государственную деятельность они заменили мышиной вознёй с заседаниями, решениями (никогда или почти никогда не выполнявшимися), резолюциями, этими самыми загородными домами , поликлиниками, столовыми, колбасой и всем, всем, всем. Куранты, 1995. Дельцы, проходимцы <...> ведут вокруг нефтяных месторождений мышиную возню: разгораживают и перегораживают участки <...>, продают и перепродают клочки земли. В. Ветлина, Живая кровь земли. Ей ведь там не очень-то легко. В институте грязи хватает. Она в их мышиной возне не участвует, а это иным обидно, вот и травят её потихоньку. И. Герасимов, Ночные трамваи. культурологический комментарий: Образ фразеол. соотносится с зооморфным кодом культуры, т. е. с совокупностью обусловленных культурой стереотипных представлений о свойствах, характеристиках или особенностях поведения животных, которые выступают как источник осмысления человеком мира. В данном случае образное содержание фразеол. основано на наблюдении за поведением издавна привычного для традиционной культуры животного - мыши и отображает стереотипное представление о нём как о юрком, проворном существе, которое может проникать в жильё даже через маленькие щели, незаметно портит продукты, оставляя после себя грязь (крошки, мелкие кусочки еды), наносит ущерб вещам, суетливо скребётся, шуршит, "возится". фразеол. содержит зооморфную метафору, в которой нечистоплотные поступки человека уподобляются такому поведению мыши. Образ фразеол. соотносится также с духовным кодом культуры, т. е. с совокупностью нравственных установок и представлений, в котором тайное плетение мелких интриг, нечистоплотная конкуренция оцениваются негативно. фразеол. в целом связывается со стереотипным представлением о неблаговидных делах и мелочных суетных хлопотах, вызванных потенциальной возможностью получить личную выгоду.

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

Займемся фразеологией

Замечали ли вы, дорогие читатели, что фразеология медленно, но верно исчезает из речи современной молодежи? Я впервые задумалась об этом несколько лет назад, когда одна моя коллега с изумлением поведала о том, что никто из ее восьмиклассников не знал, что выражение положить зубы на полку не имеет никакого отношения к зубным протезам. Целенаправленно поработав со старшеклассниками, я убедилась в том, что они плохо чувствуют фразеологизмы, практически не употребляют их в речи, а в тесте многие даже не могут отличить правильные толкования от неправильных. Подозреваю, что этой речевой болезнью больны не только мои ученики. А значит, нужно изменить отношение к теме «Фразеология»: пока для немалого количества учителей и учеников она представляется увлекательной, интересной, но несовременной, малополезной. Именно этой важной теме посвящена предлагаемая вашему вниманию статья уже знакомого вам автора – Л.А. Аксеновой.

Цель: Пополнить знания учащихся о фразеологизмах; продолжить работу над обогащением фразеологического запаса школьников.

Повторяем теорию

Вспомним некоторые сведения по лексике и фразеологии.

1. Какова роль слова в языке? Чем слово похоже на словосочетание? Чем отличается от него?
2. Что означает выражение слово имеет лексическое значение ?
3. Объясните разницу между прямым и переносным значением.
4. Что называется фразеологическим оборотом? Назовите основные признаки фразеологизма.
5. В чем различие между свободным сочетанием слов и фразеологизмом?
6. Назовите основные типы фразеологических единиц по степени смысловой спаянности компонентов. Приведите примеры.
7. Назовите источники фразеологизмов.

Практические задания

Задание 1. Запишите одним словом, что означают приведенные выражения:

    взять себя в руки (успокоиться) ;

    прибрать к рукам (подчинить, завладеть) ;

    не верить своим ушам (удивиться) ;

    носа не показывать (не появляться) ;

    надувать губы (обижаться) ;

    ходить перед кем-либо на задних лапках (прислуживаться) ;

    за животики хвататься (смеяться) ;

    на стену лезть от чего-либо (приходить в исступление) ;

    в бутылку лезть (горячиться, возмущаться) ;

    труса праздновать (испугаться) ;

    не стоять на одном месте (развиваться, совершенствоваться) ;

    плясать под чью-либо дудку (подчиняться) ;

    ездить на ком-либо верхом (эксплуатировать) .

Слова какой части речи вы записали, выполняя это задание? Вспомните, какие глагольные орфограммы вы знаете.

Следующее задание можно выполнять в виде игры «Найди пару». Каждый ученик получает половину открытки с написанным на ней фразеологизмом. Он должен найти другого ученика, у которого на открытке написан фразеологизм-синоним. Найдя себе пару, ученик записывает оба фразеологизма (свой, исходный, и синонимичный ему) в тетрадь вместе с толкованием.

Задание 2. Возьмите карточку с записанным фразеологизмом. Подберите к нему синонимичный фразеологизм.

Примечание. Звездочкой помечены фразеологизмы в целом синонимичные, но различающиеся сочетаемостью.

    В два счета – в мгновение ока (очень быстро, моментально) ;

    в двух шагах – рукой подать (очень близко) ;

    (работать) в поте лица – не покладая рук (усердно) ;

    (держать) в ежовых рукавицах – в черном теле (строго, сурово обходиться с кем-либо) ;

    таскать каштаны из огня – *загребать жар чужими руками (пользоваться результатами чужого труда) ;

    витать в облаках – строить воздушные замки (предаваться бесплодным мечтам) ;

    во всю прыть – со всех ног (быстро, торопливо) ;

    воды не замутит – мухи не обидит (смирный, кроткий человек) ;

    все едино – один черт (безразлично, все равно) ;

    яблоку негде упасть – шагу некуда ступить – *как сельди в бочке (много народу) ;

    1. Отец ни на что не жаловался и только короткой припиской сообщал, что малость вышел из строя и лежит в госпитале. (В.Осеева) 2. Делать нечего, пришлось возвращаться в условленное место с пустыми руками. (М.Салтыков-Щедрин) 3. На всякий случай мы версты три дали крюку по городскому валу. (В.Каверин) 4. По глупости я заранее не договорился с Алексеем Козьмичом, а ведь, вы знаете, он купец прижимистый: опасаюсь, что шкуру сдерет за работу...… (И.Ефремов) 5. Ходит слух, что уж не первый раз команда бросала его посреди рейса. Что же?! На его век дураков хватит! (А.Грин) 6. Много воды утекло с тех пор, а я все не могу забыть эту встречу.

    Вопросы к заданию 4

    1. На какой вопрос отвечает фразеологизм в каждом предложении? Каким членом предложения является?
    2. Попробуйте заменить каждый фразеологизм одним словом или свободным сочетанием слов.
    3. Встретились ли вам фразеологические обороты, равные предложению?

    Сейчас не так часто встречаются люди, активно использующие фразеологизмы в речи. Поэтому при изучении темы «Фразеологизмы» так важна работа с художественными текстами.

    Задание 5. Прочитайте. Назовите авторов и произведения, из которых взяты эти строки.

    1. «Известно, – начал Волк, – что испокон веков
    Всегда травили нас, волков,
    И скверные про нас пускали толки».

    2. А Мишенька и ухом не ведет:
    Со светом Мишенька уж распрощался,
    В берлогу теплую забрался
    И лапу с медом там сосет
    Да у моря погоды ждет.

    3. И диво ли, когда жить хочет мещанин,
    Как именитый гражданин,
    А сошка мелкая – как знатный дворянин.

    4. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
    – Спишь, лежебок! – накинулись они на него. – Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!
    Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

    5. Не позволяй душе лениться!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    ...............................
    Не разрешай ей спать в постели
    При свете утренней звезды,
    Держи лентяйку в черном теле
    И не снимай с нее узды!

    6. Дворовый верный пес Барбос,
    Который барскую усердно службу нес,
    Увидел старую свою знакомку,
    Жужу, кудрявую болонку,
    На мягкой пуховой подушке , на окне.
    К ней ластяся, как будто бы к родне,
    Он с умиленья чуть не плачет
    И под окном
    Визжит, вертит хвостом
    И скачет.
    «Ну что, Жужутка, как живешь
    С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
    Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали,
    Какую службу ты несешь?» –
    «На счастье грех роптать, – Жужутка отвечает, –
    Мой господин во мне души не чает;
    Живу в довольстве и добре,
    И ем и пью на серебре;
    Резвлюся с барином; а ежели устану,
    Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
    Ты как живешь?» – «Я, – отвечал Барбос,
    Хвост плетью опустя и свой повеся нос, –
    Живу по-прежнему: терплю и холод
    И голод
    И, сберегаючи хозяйский дом,
    Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
    А если невпопад залаю,
    То и побои принимаю.
    Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
    Бессилен бывши так и мал,
    Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
    Чем служишь ты?» – «Чем служишь!
    Вот прекрасно! –
    С насмешкой отвечал Жужу. –
    На задних лапках я хожу».
    _____
    Как счастье многие находят
    Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

    Использованы тексты: С.Михалков. Волк-травоед; И.Крылов. Медведь у пчел; И.Крылов. Лягушка и Вол; М.Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; Н.Заболоцкий. Не позволяй душе лениться; И.Крылов. Две собаки.

    Вопросы и задания

    1. Выпишите из отрывков фразеологизмы. Раскройте значение каждого из них.
    2. Охарактеризуйте их стилистически.
    3. Что вы знаете о происхождении этих выражений?
    4. Обобщите ваши наблюдения: какова роль фразеологизмов в тексте? Какие свойства фразеологизмов позволяют им придавать речи особую выразительность?

    Фразеологизмы – неотъемлемая часть русского языка и культуры, и, конечно же, недостаточно просто узнавать их в тексте: нужно уметь активно использовать их в речи. Для этого нужно предлагать ученикам активизирующие задания.

    Задание 6. Какой фразеологизм со словом звезды вы знаете? (Имеется в виду не хватать звезд с неба .) Что он означает? (Быть человеком обычных, рядовых способностей.) В каких ситуациях можно использовать данный фразеологизм? Придумайте и запишите с ним 1–2 предложения.

    Задание 7. Составьте из рассыпанных слов фразеологизмы. Запишите их, определите значение каждого. С одним-двумя составьте предложения.

    Сказки, неделя, без, каша, бабушкины, году, без, петли, березовая, задоринки, и, вязать, сучка (р.п.) .

    Ответ: бабушкины сказки – выдумки, вздор ; вязать петли – ловко обманывать, провести ; без году неделя – недавно ; без сучка и задоринки – легко, гладко, очень хорошо ; березовая каша – розги .

    Задание 8. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы.

    1. 14 29 26 10 15 1 33 3 16 9 15 33.
    2. 14 21 12 10 20 1 15 20 1 13 1.

    Вопросы и задания. Определите значение каждого фразеологизма. Что вы знаете о происхождении второго выражения?

    Ответ: мышиная возня; муки Тантала. Мышиная возня – хлопоты, суета из-за мелочей, пустяков; муки Тантала (танталовы муки) – невыносимые страдания из-за недосягаемости желаемого, которое кажется таким близким.

    «По древнегреческому мифу Тантал, фригийский царь, за оскорбление богов был жестоко наказан: он вечно был обречен испытывать муки жажды и голода, хотя вода и роскошные плоды были рядом с ним». (В.П. Жуков , А.В. Жуков . Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1989)

    Поскольку школьники плохо знают фразеологизмы, следует приучать их работать со словарями. В обычные толковые словари наиболее употребительные фразеологизмы включаются под знаком «t». Словарная статья, в которой может оказаться тот или иной фразеологизм, не всегда очевидна. Например, выражение навострить уши в одном словаре может находиться в статье ухо , а в другом – в статье навострить (при этом в хороших словарях в «пустышке» обычно есть ссылка). Ученики должны знать, что, прежде чем решить, что выражения в словаре нет, следует проверить все ключевые слова фразеологизма.

    Задание 9. Ориентируясь на специальный знак (t) и помня о принципах поиска фразеологизмов в словаре, самостоятельно найдите в толковом словаре несколько фразеологизмов. Два-три из них (из числа не обсуждавшихся на уроке) запишите в тетрадь вместе с толкованиями.

    Нужно знать, что некоторые фразеологизмы имеют сходные по звучанию свободные сочетания слов. Напомнить ученикам об этом поможет выполнение следующего задания.

    Задание 10. Определите, в каких примерах встретились фразеологизмы, а в каких – свободные сочетания слов. Какой синтаксической особенностью отличаются фразеологизмы? Попробуйте придумать по аналогии свои собственные примеры.

    1. Отец намылил сыну голову за полученную по алгебре двойку. 2. Мать усадила сына в ванну и намылила ему голову. 3. Малыш сидел у отца на плечах. 4. Матросы-всадники уже сидели у казаков на плечах, и в воздухе сверкали шашки. (К.Федин) 5. Звонарь звонил во все колокола, славя Пасху. 6. Поеду в Тамбов и там во все колокола раззвоню, что он тут наделал! (Н.Вирта)

    Стоит познакомить школьников и со специальными фразеологическими словарями – как минимум с такими:

    1) В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1989.
    2) С.В. Максимов. Крылатые слова. Н.Новгород: Русский купец, Братья-славяне, 1996.

    Задание 11. Определите при помощи словарей значение перечисленных ниже фразеологизмов. С двумя из них составьте предложения.

      Альфа и омега, аредовы веки, нить Ариадны, барашек в бумажке, бочка Данаид, курить фимиам, лебединая песня, тихой сапой, разводить турусы на колесах.

      Альфа и омега – основа всего, самое значительное ;

      нить Ариадны – неожиданная помощь, неожиданный способ выйти из трудного положения ;

      барашек в бумажке – взятка ;

      бочка Данаид – совершенно бесполезная и бесконечная работа ;

      курить фимиам – чрезмерно превозносить, льстиво восхвалять кого-либо ;

      лебединая песня – самое последнее, обычно особенно значительное, яркое проявление таланта ;

      тихой сапой – тайком, исподтишка и постепенно ;

      (разводить) турусы на колесах – (болтать) всякий вздор, нелепости .

    Подведение итогов

    Учитель подводит итоги работы на уроке, благодарит учеников за активность, выставляет оценки и лучшим вручает красочно оформленную «Грамоту знатоку фразеологии».

    В заключительной беседе стоит подчеркнуть, что фразеологические обороты оживляют нашу речь, делают ее образнее. Поэтому каждый человек, который хочет производить впечатление яркой индивидуальности, должен обогащать свой словарь, в том числе и фразеологизмами.

    Домашнее задание

    Предложите ученикам на выбор два задания.

    1. Выпишите из фразеологического словаря выражения, которые можно использовать при составлении рассказа о чьей-то трудной и . Объясните лексическое значение каждого выбранного вами фразеологизма.

    2. Составьте связный рассказ на свободную тему, используя как можно больше фразеологизмов.

    Сочинение

    Ах, девочки и мальчики!
    Есть на свете такой класс, который любит бить баклуши. Вы спросите: почему? А сейчас сами узнаете. Есть в этом классе мальчик, который поддает жару учителям, а свой класс поливает грязью. К этому мальчику на кривой козе не подъедешь, к нему нужно подбирать ключи. Он весь год сидит сложа руки и думает, как бы побыстрее кончился урок, а к концу года готов сквозь землю провалиться и на экзаменах краснеет до корней волос и распускает нюни.
    А другой мальчик – большой любитель поесть, его от тарелки за уши не оттянешь: ведь повара в школе готовят так, что пальчики оближешь. Но вдруг все переменилось: он решил сесть на диету, сказал, что ему кусок в горло не лезет. Это правда, потому что он потерял голову от любви, а его счастье висит на волоске, потому что девушка его мечты не любит толстых. Вот и ходит бедняга повесив голову.
    Третий мальчик на уроках витает в облаках или считает ворон в небе, поэтому, когда ручка учителя доходит до той строки в журнале, где написана его фамилия, он начинает дрожать как осиновый лист. Когда все начинают готовиться к праздникам, он куда-то исчезает. Днем с огнем его не сыщешь! Вроде только что был здесь, а глянешь – его и след простыл.
    Следующий мальчик тоже хорош! Он долговяз, он, как Вжик, в любви увяз. Этим он гордится очень, нос на форточку кладет, а как вызовут к доске, так он стоит и жует… мочалку. Если он толкает речь в своем любимом стиле, то у тех, кто его слушает, глаза на лоб лезут, а умные люди пропускают его болтовню мимо ушей.
    Пятый любит вешать всем лапшу на уши. И все его слушают развесив уши, а он пользуется моментом и заливается соловьем. Так он и водит ребят за нос, но, как только кто-нибудь спохватится, он прячет концы в воду. И так каждый день – ни дня без строчки! Если вдруг соврать не удастся – ходит как в воду опущенный. А вообще-то он мальчик примерного поведения, только любит чесать язык на уроках. Слава богу, что у учителей пока руки не чешутся объяснить ему правила хорошего тона.
    У всех этих ребят есть общая черта : все они любят носиться сломя голову по классу и коридорам.
    Конечно, в этом классе есть и девочки. Их три. Первая девочка – круглая отличница, все ей завидуют. Она не сидит сложа руки, все время что-то делает и, если что-то не получается, не скрипит зубами, а трудится в поте лица. Поэтому у нее идет все как по маслу.
    Вторая девочка таинственна, и потому сказать о ней нечего – разве что то, что поклонников у нее пруд пруди. И всем она говорит: «Свидание? После дождичка в четверг!». Из нее не выжмешь сочувствия, как ни старайся.
    Третья девочка раньше была отличницей, а теперь валяет дурака. Как увидишь в журнале ее оценки по физике и по геометрии – мороз по коже пробирает. Она часами готова висеть на телефоне.
    В общем, ребята все с секретом, сразу их не раскусишь. То ли пыль в глаза умеют пускать, то ли ловко заметают следы. Скажите: а вы с такими ребятами не знакомы? А я пока ставлю точку.

    ЮРЧЕНКО Елена,
    8-й класс

    ВЕСЁЛЫЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    Ларчик просто открывался

    Но плюс на минус заменил.
    Весь вечер над примером бился –
    Ответ упорно не сходился.
    Антон и так, и так старался,
    А ларчик просто открывался .

    «Ларчик просто открывался» скажут в ситуации, когда нашёлся простой выход из затруднительного положения.

    Лезть в бутылку

    Друзья не могут убедить
    Заносчивого Диму,
    Что посговорчивее быть
    Порой необходимо.
    Ведь даже из-за пустяка
    Он спорить может пылко,
    Хоть и не прав наверняка,
    Готов залезть в бутылку .

    «Лезть в бутылку» – означает сердиться, злиться, упрямиться по пустякам.

    Медведь на ухо наступил

    У Федора одна отрада:
    Наш Федя обожает петь.
    Поет где надо и не надо,
    А нам приходится терпеть.
    Ведь у него беда со слухом,
    В народе верно говорят:
    Коль наступил медведь на ухо ,
    Ты уж молчи погромче, брат.

    «Медведь на ухо наступил» говорят о человеке, без музыкального слуха, который не умеет петь, или поет громко, но фальшиво.

    Молоть чепуху

    Что за шум, что за гром
    На уроках в школе?
    Целый день Антон с Петром
    Чепуху мололи !
    Сами вряд ли понимали,
    Что за глупости болтали.

    «Молоть чепуху» означает говорить что-то неправильное, бессмысленное, рассуждать о том, чего не знаешь.

    Море по колено, горы по плечо

    Всех смелее в классе Лена,
    Даже если припечёт,
    Ей и море по колено ,
    Да и горы по плечо .
    Знай себе, смеётся звонко,
    Добиваясь своего,
    Вот отважная девчонка,
    Не боится ничего.

    «Море по колено, горы по плечо» говорят о человеке, уверенном в своих силах, готовом не задумываясь совершить любое дело.

    Мышиная возня

    Кота отправили на дачу.
    Сижу один и горько плачу:
    Теперь на кухне у меня
    Идёт мышиная возня .

    (А. Усачёв)

    «Мышиная возня» – это мелочные хлопоты, заботы, занятия или же мелкие интриги, недостойные дела.

    Наврать с три короба

    По грибы Егор пошёл,
    Собирал их здорово:
    Два гнилых сморчка нашёл,

    А наврал с три короба .
    (А. Усачёв)

    «Наврать с три короба» – очень много наврать.

    На всех парах

    Все лето Маша без подруг
    У бабушки скучала.
    Домой приехали, и вдруг
    Марину повстречала.
    – Привет, Марин! – она кричит
    И к ней на всех парах летит.

    «На всех парах» значит очень-очень быстро.

    Наломать дров

    Отлично Кукушкина Алла
    Предмет у доски отвечала.
    Зачем ей Олег подсказал?
    Ведь сам он вопроса не знал.
    Учитель, услышав подсказку,
    Сломал раздраженно указку.
    Да, как всегда, Олег Петров
    Смог наломать немало дров .

    «Наломать дров» означает наделать глупостей по незнанию, навредив какому-нибудь делу или самому себе.

    Намотать на ус

    Говорит Наташе дед:
    Я помочь тебе стремлюсь
    И полезный дать совет,
    Намотай себе на ус !
    Но тотчас ему в ответ
    Внучка рассмеялась:
    У меня усов же нет,
    Ах, какая жалость!

    «Намотать на ус» означает запомнить то, что может пригодиться в будущем.

    На носу
    (Танины приметы)

    Как на носу высыпают веснушки,
    Это примета – весна на носу .
    Если же нос посинел у Танюшки –
    Лето. Черника поспела в лесу.
    Нос от загара сделался бронзовым –
    Ждите, что осень скоро придёт.
    Стал от мороза немножечко розовым –
    Значит, друзья, на носу Новый год!

С рождения и до смерти заняты своими мелкими бытовыми делами, решая ненужные и бессмысленные проблемы, которые по сути сами себе создают. Они плетут различные интриги и заговоры, пытаясь " выкружить " для себя пожирней, но стоит ли свеч? Безусловно, наш сметливый не смог просто так пройти мимо, и придумал несколько выражений, слов и понятий, метко и точно характеризующее подобные перипетии. Сегодня мы поговорим об одной из них, это Мышиная возня , что значит, вы можете прочесть немного ниже. данном ресурсе собрано множество статей в них мы растолковываем слова и фразы, которые употребляют в своей повседневной речи. Поэтому обязательно добавьте нас к себе в закладки, чтобы не пропустить свежих публикаций, которые у нас появляются весьма регулярно.

Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хочется посоветовать к прочтению, ещё несколько новостей по тематике фразеологизмов и поговорок. Например, что значит Не учите меня жить, лучше помогите материально; смысл фразы Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; смысл пословицы Предупреждён, значит вооружён; что означает Не говори гоп, пока не перепрыгнешь и т. п.

Итак, продолжим, Мышиная возня, значение?

Мышиная возня так в ироничном ключе называют разные мелочные хлопоты, недостойные дела, пустые заботы, которые не что не влияют, а делаются скорее по привычке.

Узнайте больше, кто такой Мышиный туз?

Синоним Мышиная возня : сует, мышиная беготня.

С давних времён к этим мелким вредителям достаточно негативное отношение, по причине их природы и вредного характера. И если мышки имеют такой образ жизни благодаря своим инстинктам, то люди в от них могут легко менять модели поведения. Поэтому, если в коллективе "заводится" индивидуум, который старается перетянуть одеяло на себя, плетёт интриги и " подсиживает " сослуживцев, причём не имея от этого ощутимых выгод, то поведения метко "окрестили" " мышиной вознёй ". Подобные люди имеются в любом человеческом коллективе, и по сути от них никуда не деться, они суетятся, выгадывают для себя по-мелочи, заискивают перед начальством, и вообще ведут себя крайне неприятно. Согласно исследованиям, именно женщины " крысятничают ", и занимаются мышиной вознёй, для мужчин подобное поведение низко и далеко не в почёте.

Помимо интриг и " заруб " друг с другом на работе, этим термином, как мы уже упоминали выше, называют так же мелкие хлопоты. Помните словосочетание, как "белка в колесе"? Этого грызуна сажают в колесо, где он начинает бежать долго, бессмысленно, не видя перед собой цели, и не пытаясь остановиться. В этом случае эти два фразеологизма довольно близки по смыслу. Поскольку все эти хлопоты и мелкие делишки люди делают скорее по привычке, не видя от них особой пользы, и в целом не представляя цели к которой нужно стремиться.

Из всего вышеизложенного можно сделать ввод, что эта фраза не подходит для поощрения, а скорее является выражением пренебрежения. В детстве детки часто занимаются всякой ерундой, месяцами и даже годами играют в игры, повышая свой " рейт ", " статы " и уровни. Это никак не может повлиять на реальный мир, но они продолжают заниматься данной мышиной вознёй. Некоторые родители, видя, как бессмысленно и беспощадно их дитё убивает своё время, отрубают , запрещают подходить к компьютеру, и гонят своих отпрысков на улицу за новыми впечатлениями. Подобное бессердечие просто необходимо, чтобы молодые люди не подсели на " иглу " ММО-игр, и на многие годы стали бесполезными для общества.

Прочтя эту небольшую, но полезную статью, вы узнали, что означает Мышиная возня , и теперь сможете объяснить её смысл своим знакомым и друзьям.

Как можно определить деятельность людей, плетущих бесконечные интриги, но которые, как правило, не стоят свеч, потому что куш не так уж и велик? Разумеется, в культуре существует много фразеологических определений, но мы расскажем об одном, а именно о выражении «мышиная возня». Значение фразеологизма сегодня нас занимает.

Происхождение

Конечно, бывают и милые мышки, например белые лабораторные. Судьба у них, правда, незавидная, но зато они выглядят хорошо. Но устойчивое словосочетание не про них, а про их собратьев-вредителей, которые обычно безобразничают в домах: разоряют запасы крупы, помечают территорию отходами своей жизнедеятельности, грызут ткани, мебель. И что характерно, они пробираются, как правило, неслышно, портят имущество и так же тихо уходят, оставив следы своего пребывания в помещении. Таково происхождение выражения «мышиная возня». Значение фразеологизма следует далее вместе с примерами употребления.

Проекция мышиного поведения на человеческое общество

Из-за своего природного вредного характера крысы и мыши не в большом почете у людей. Но если мыши живут так повинуясь инстинкту, то человек свободно выбирает свою стратегию поведения. Поэтому, когда какой-то человек начинает вести себя недостойно - плести интриги против соседа или сослуживца, а выгоды ему такие ходы принесут два рубля - это определяется другими людьми как «мышиная возня» (значение фразеологизма становится понятным, если обратиться к его происхождению).

Феномен мышиной возни присутствует почти в каждом коллективе. Есть мнение, что женщины более склонны к мелким интригам, но оно ошибочно, ибо все зависит от уровня морального развития человека.

Сплетни, пересуды и мелкие интриги не чужды и мужчинам. Психологи утверждают, что сильный пол даже более склонен к обсуждению слухов, чем пол прекрасный.

Таким образом, выражение «мышиная возня» (значение фразеологизма нами уже частично раскрыто) универсально и актуально почти в любой ситуации, ибо люди-мыши, есть в любом профессиональном сообществе.

Вариации значения

Помимо бессмысленных и беспощадных интриг, речевой оборот «мышиная возня» может означать еще и мелкие бесполезные хлопоты. Проще всего объяснить эту грань смысла фразеологизма через отсылку к его «коллеге» - «белка в колесе». Здесь два сближаются по значению. А иногда бывает и так, что интриги - это и есть бессмысленные хлопоты, потому что они вообще не предполагают ни результата, ни пользы, а единственный итог - это испорченные отношения с человеком.

Тональность выражения

По происхождению и значению можно понять, что хвалить высказыванием «мышиная возня» (значение у него очень пренебрежительное и не подходит для этих целей) затруднительно.

У детей в 90-х было много всяких бессмысленных, но в общем-то милых забав. Например, коллекционирование вкладышей из жевательных резинок. Тогдашним взрослым, наверное, это казалось несерьезным занятием. И гипотетически родитель мог бы подойти к ребенку и сказать, указывая на фантики: «Что это ты делаешь, что за мышиная возня?» Так бы мог поступить только бессердечный взрослый человек, коих, к сожалению, немало.

Два соседа и гонка тщеславия

Некоторые люди очень любят соревноваться, причем соперничают они преимущественно с ближним своим. Например, есть условные три соседа. Двое соперничают друг с другом, а третий в роли стороннего наблюдателя. Предмет спора живущих близко людей должен быть видимым и осязаемым - машины. У одного машина лучше, чем у другого. И проигрывающий выбивается из сил, трудится, зарабатывая деньги. И вот наконец-то пригоняет себе новую машину - лучше, чем у соседа. А сосед (нехороший человек) уже купил себе другую - элитарную иномарку.

Как стороннему наблюдателю прокомментировать сей процесс? Конечно, только: «Ну, что за мышиная возня?!» Предложение на самом деле может быть совершенно любым, главное, чтобы было показан разрыв между целью и средствами ее достижения.

Мышиная беготня, мышья беготня, мышиная суета, суета, жизни мышья беготня, суета сует Словарь русских синонимов. мышиная возня сущ., кол во синонимов: 9 бестолковая активность … Словарь синонимов

МЫШИНАЯ ВОЗНЯ - что Мелкие интриги, недостойные дела. Подразумевается группа лиц, участвующая в ситуациях, связанных с разделом имущества, с распределением сфер влияния, с приобретением нового социального статуса и под., часто с целью получения личной выгоды.… … Фразеологический словарь русского языка

мышиная возня - Мыши/ная возня (беготня, суета) Хлопоты, суета из за мелочей, пустяков … Словарь многих выражений

Мышиная возня (сутолока) - Разг. Ирон. Мелочные хлопоты, заботы, занятия. ФСРЯ, 75, 463; БТС, 567; ЗС 1996, 230 …

мышиная беготня - сущ., кол во синонимов: 7 жизни мышья беготня (6) мышиная возня (9) мышиная суе … Словарь синонимов

мышиная суета - сущ., кол во синонимов: 7 жизни мышья беготня (6) мышиная беготня (7) … Словарь синонимов

ВОЗНЯ - Мышиная возня (сутолока). Разг. Ирон. Мелочные хлопоты, заботы, занятия. ФСРЯ, 75, 463; БТС, 567; ЗС 1996, 230 … Большой словарь русских поговорок

Мышиная сутолока - См. Мышиная возня (ВОЗНЯ) … Большой словарь русских поговорок

возня - и; ж.; разг. 1) Беспорядочные шумные движения (во время игры, борьбы и т.п.) Дети подняли возню. 2) с кем чем. Дело, занятие, доставляющее много хлопот, требующее кропотливого труда. С пирогами много возни. 3) разг. Скрытная деятельность; интриги … Словарь многих выражений

возня - и; ж. Разг. 1. Беспорядочные шумные движения (во время игры, борьбы и т.п.). Дети подняли возню. 2. с кем чем. Дело, занятие, доставляющее много хлопот, требующее кропотливого труда. С пирогами много возни. 3. Разг. Скрытная деятельность; интриги … Энциклопедический словарь

Книги

  • Настольная игра "Мышиная возня" (12120036 Р) , . В огромном доме поселилось много мышек. Они устроили там настоящую мышиную возню за лакомые кусочки сыра. Мышки ловко прыгают из норки в норку, собирая сыр и мешая друг другу. Но они должны… Купить за 1000 руб
  • Мышиная возня. Сборник рассказов , Сергей Гончаров. «Осторожно, двери закрываются», или Почему нельзя ездить в метро? Как стать мастером?Что находится за горизонтом мечты? Как не дать химере разрушить жизнь? Сколько по-настоящему живёт…