Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Ответ:
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Ответ :
необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со
+ ученик
|
соученик
|
|
пре
+ больш
ой
|
пребольш
ой
|
|
пере
+ бежа
ть
|
перебежа
ть
|
|
от
+ ныне
|
отныне
|
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .
Распределите слова по трем группам по способу образования.
Ответ:
Приставочный способ:
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
Суффиксальный способ:
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
Приставочно-суффиксальный способ:
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).
Бессуффиксный
способ
словообразования – образование существительных
от глаголов и прилагательных без присоединения
каких-либо суффиксов. Для образования
существительных от глаголов (часто со значением
действия) и от прилагательных (часто со значением
признака), как правило, используется
суффиксальный способ: изучать – изучени
е,
рисовать – рисовани
е, ходить – ходьба
,
белый – белизн
а, темный – темнот
а, слабый
– слабость
. Однако нередко основа
существительных с подобным значением совпадает
с основой глагола или прилагательного (переносить –
перенос, выходить – выход, зеленый – зелень,
сухой – сушь)
. Тем не менее такие
существительные считаются производными от
соответствующих глаголов и прилагательных (а не
наоборот), поскольку значение действия является
первичным для глагола, а признака – для
прилагательного. Иногда от одной основы можно
образовать существительное и суффиксальным, и
бессуффиксным способом: переписать –
переписывание, перепись; синий – синева, синь
.
Способ словообразования, который в школьной
практике принято называть бессуффиксным,
лингвистами обычно рассматривается как
разновидность суффиксального способа, при
котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий)
+ -ев-
--> синева
и син(ий)
+ --> синь
.
Сложение
– образование слов
соединением двух или более основ или слов. Слова,
образованные этим способом, называют сложными.
Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог,
пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего
получается сложносокращенное слово
, или аббревиатура
.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное
словосочетание. Этот способ в русском языке
характерен только для существительных. Наиболее
частые случаи – это сложение начальных букв слов
(МГУ, вуз)
, сложение слогов или частей слов
полного названия (продмаг, спецкор)
и
сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета,
главврач, полдыни, пол-арбуза)
.
Сложение основ может сопровождаться
одновременным присоединением суффикса: земледелие,
пятиэтажный
.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).
1. Укажите способ образования слов:
Ответ:
Суффиксальный:
столярничать, подружка.
Приставочно-суффиксальный:
предрассветный, собеседник.
Постфиксальный:
подняться, какой-нибудь.
Сложение:
желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.
2. Укажите способ образования следующих существительных:
бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.
Ответ:
Приставочный:
подгруппа, суперобложка.
Суффиксальный:
знание, читатель, школьный.
Приставочно-суффиксальный:
бездорожье, пришкольный.
Бессуффиксный:
вывих, приговор, тишь.
Переход прил. или прич. в сущ.:
военный, мороженое, шашлычная.
Сложение:
продмаг, теплоход, шестиклассница.
3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?
Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.
Ответ : первое, бессуффиксный;
4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?
Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)
Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .
Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.
Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .
Обеденный <-- обед
1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.
Перерыв <-- перерыв ать
1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.
Сотрудники <-- труд иться
1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .
Поесть <-- е сть
1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.
Отправились <-- отправи ть
1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.
Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)
1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.
1. Словообразовательные омонимы.
Суффиксы, так же как и слова, могут быть
омонимичными. Например, суффикс -к-
может
образовывать существительные со значением лица
женского пола от названия лица мужского пола (студент
– студентка, москвич – москвичка)
,
уменьшительные существительные (репа – репка,
комната – комнатка)
, отглагольные
существительные со значением действия (стирать
– стирка, установить – установка)
и т.д. Иногда
омонимичные суффиксы добавляются к одной и той
же производящей основе, и тогда получаются два
слова-омонима. Поскольку возникновение таких
омонимов связано со словообразованием, их
называют словообразовательными омонимами
,
например: дождевик
(плащ) и дождевик
(гриб); пожарище
(большой пожар) и пожарище
(место после пожара), топорище
(большой топор)
и топорище
(рукоятка топора). Пожарище
(место) и топорище
(рукоятка) –
существительные среднего рода: страшное
пожарище открылось нашему взору; у топора
удобное топорище
. А существительные с
увеличительным значением топорище
и пожарище
– мужского рода (так же как сапожище, домище
и
т.д.), так как при образовании уменьшительных или
увеличительных существительных род, как правило,
не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав.
Так, слово норка
(зверь) непроизводное, а
слово норка
(маленькая нора) образовано с
помощью уменьшительного суффикса -к-
от слова
нора
.
2. Наложение морфем .
Прилагательное розоватый
образовано от прилагательного розовый
и
обозначает слабую степень проявления этого
признака. Значит, производящая основа розов-
.
Остающийся суффикс -ат-
встречается в
прилагательных, но он имеет значение обладания и
образует прилагательные от существительных (усатый,
бородатый, полосатый)
. А значение слабой
степени проявления признака имеет суффикс -оват-
(ср. красноватый, голубоватый
). По правилу
должно было бы получиться слово розововатый
.
Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов
– ов
. Они совместились друг с другом, и в
результате получилось слово розоватый
. Это
явление называется наложением морфем. Другие
примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский
(ср. Суздаль
+ -ск- --> суздальский
), лермонтовед
(ср. пушкиновед
),
чествовать
(ср. приветствовать
).
По орфографическим правилам русского языка в
слове не могут соседствовать три одинаковые
согласные, даже если это и требуется составом
слова. Это частный случай наложения морфем: рас-
+ ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- -->
колонный, Одесса + -ск- --> одесский
.
3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.
В процессе развития языка морфемный
состав слова может измениться: производное
слово, ранее членившееся на морфемы, может
потерять членимость и стать непроизводным. Так,
например, слова льгота, польза
и нельзя
были когда-то однокоренными словами. Но теперь,
после исчезновения из языка слова льга
(льзя),
каждое из этих слов воспринимается как
непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик
.
Это слово пришло к нам из голландского языка:
zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик
не выделялся суффикс, и значение его было ближе к
значению голландского слова. Вот как его
употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая
ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого
хозяина, который стоял в зеленом шалоновом
сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
над глазами, чтобы рассмотреть получше
подъезжавший экипаж
. С течением времени
произошли изменения не только в значении слова,
но и в его морфемном составе. Теперь мы
воспринимаем последнюю часть слова -ик
как
уменьшительный суффикс и, отбрасывая его,
получаем слово зонт
. Так что с исторической
точки зрения слово зонт
образовано от слова зонтик
.
А словообразовательный анализ современного
русского слова показывает, что слово зонтик
образовано от слова зонт
с помощью
уменьшительного суффикса -ик
(ср. домик,
столик
).
«Корень в родственных словах» - Слово с безударной гласной. К солнцу колосом взойду. Пшеничный колосок. Отдохнём. Хлеб. Будьте здоровы. Правописание корня в родственных словах. Месим тесто. Непроверяемые словарные написания. Угадай. Словарная работа. Умение правильно писать корень. Корень в родственных словах. Четвёртый лишний. Колосочек.
«Словообразование глаголов» - Тема урока: Вывод. Орфограммы частей слова. Словообразование глаголов. Цели урока: Работа над темой урока. Но все же мы не привыкли отступать! Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание безударных окончаний. Глаголы. Расскажи. Глаголы образуются. Динамическая пауза. Орешек знания тверд.
«Образование деепричастий» - Кузька осмотрелся. Глагол. Диадох. Образование деепричастий. Деепричастия с суффиксом. Обернулась Яга. Тест. Скорлупа яичная. Взрослые играть не любят. Ответьте на вопрос. Вышел Кузька. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний. Какие деепричастия образованы правильно. Деепричастия.
«Образование форм слова» - Формы. Слова, в которых основа остается одной и той же. Солнечный. Формы слова. Урок. Стены комнаты засверкали яркими красками. Волшебный урок. Улыбчивое оранжевое Солнышко. Родители – Солнца работали – они освещали и согревали Землю. Однокоренные слова. Солнышко было совсем маленькое. Солнце – Папа и Мама – Солнце с доброй улыбкой смотрели на проказы Солнышка.
«Словообразовательные средства» - Критерии оценивания. Книжечка. Выпишите слово. Значение суффиксов субъективной оценки. Мышонок в норке. Шапочка. Собеседник. Книжонка. Мышонок. Выборочный диктант. Слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маменька. Выразительные словообразовательные средства.
«Родственные слова» - По отношению к предыдущим слова родственным не является. Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Из Библии. Сжечь корабли – решительно порвать с прошлым. Брегет – фирма часов, здесь «часы». Этимология 30. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Пенаты – античные духи, охранявшие покой семьи.
Всего в теме 24 презентации
Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в .
Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :
Как уже было сказано ранее, создание новых базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования , глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.
Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).
Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :
Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.
Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.
Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.
Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, ). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:
Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.
В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:
Теперь подробно рассмотрим каждый из них.
Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.
Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.
Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.
Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.
Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.
Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.
Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.
Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.
Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.
Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:
Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.
Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.
Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.
Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.
Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.
Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.
СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.
СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:
Пример словообразовательного разбора:
Способы словообразования
2 Основные способы образования слов в русском языке
Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Ответ:
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Ответ :
необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со
+ ученик
|
соученик
|
|
пре
+ больш
ой
|
пребольш
ой
|
|
пере
+ бежа
ть
|
перебежа
ть
|
|
от
+ ныне
|
отныне
|
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .
Распределите слова по трем группам по способу образования.
Ответ:
Приставочный способ:
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
Суффиксальный способ:
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
Приставочно-суффиксальный способ:
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).
Бессуффиксный
способ
словообразования – образование существительных
от глаголов и прилагательных без присоединения
каких-либо суффиксов. Для образования
существительных от глаголов (часто со значением
действия) и от прилагательных (часто со значением
признака), как правило, используется
суффиксальный способ: изучать – изучени
е,
рисовать – рисовани
е, ходить – ходьба
,
белый – белизн
а, темный – темнот
а, слабый
– слабость
. Однако нередко основа
существительных с подобным значением совпадает
с основой глагола или прилагательного (переносить –
перенос, выходить – выход, зеленый – зелень,
сухой – сушь)
. Тем не менее такие
существительные считаются производными от
соответствующих глаголов и прилагательных (а не
наоборот), поскольку значение действия является
первичным для глагола, а признака – для
прилагательного. Иногда от одной основы можно
образовать существительное и суффиксальным, и
бессуффиксным способом: переписать –
переписывание, перепись; синий – синева, синь
.
Способ словообразования, который в школьной
практике принято называть бессуффиксным,
лингвистами обычно рассматривается как
разновидность суффиксального способа, при
котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий)
+ -ев-
--> синева
и син(ий)
+ --> синь
.
Сложение
– образование слов
соединением двух или более основ или слов. Слова,
образованные этим способом, называют сложными.
Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог,
пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего
получается сложносокращенное слово
, или аббревиатура
.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное
словосочетание. Этот способ в русском языке
характерен только для существительных. Наиболее
частые случаи – это сложение начальных букв слов
(МГУ, вуз)
, сложение слогов или частей слов
полного названия (продмаг, спецкор)
и
сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета,
главврач, полдыни, пол-арбуза)
.
Сложение основ может сопровождаться
одновременным присоединением суффикса: земледелие,
пятиэтажный
.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).
1. Укажите способ образования слов:
Ответ:
Суффиксальный:
столярничать, подружка.
Приставочно-суффиксальный:
предрассветный, собеседник.
Постфиксальный:
подняться, какой-нибудь.
Сложение:
желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.
2. Укажите способ образования следующих существительных:
бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.
Ответ:
Приставочный:
подгруппа, суперобложка.
Суффиксальный:
знание, читатель, школьный.
Приставочно-суффиксальный:
бездорожье, пришкольный.
Бессуффиксный:
вывих, приговор, тишь.
Переход прил. или прич. в сущ.:
военный, мороженое, шашлычная.
Сложение:
продмаг, теплоход, шестиклассница.
3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?
Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.
Ответ : первое, бессуффиксный;
4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?
Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)
Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .
Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.
Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .
Обеденный <-- обед
1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.
Перерыв <-- перерыв ать
1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.
Сотрудники <-- труд иться
1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .
Поесть <-- е сть
1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.
Отправились <-- отправи ть
1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.
Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)
1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.
1. Словообразовательные омонимы.
Суффиксы, так же как и слова, могут быть
омонимичными. Например, суффикс -к-
может
образовывать существительные со значением лица
женского пола от названия лица мужского пола (студент
– студентка, москвич – москвичка)
,
уменьшительные существительные (репа – репка,
комната – комнатка)
, отглагольные
существительные со значением действия (стирать
– стирка, установить – установка)
и т.д. Иногда
омонимичные суффиксы добавляются к одной и той
же производящей основе, и тогда получаются два
слова-омонима. Поскольку возникновение таких
омонимов связано со словообразованием, их
называют словообразовательными омонимами
,
например: дождевик
(плащ) и дождевик
(гриб); пожарище
(большой пожар) и пожарище
(место после пожара), топорище
(большой топор)
и топорище
(рукоятка топора). Пожарище
(место) и топорище
(рукоятка) –
существительные среднего рода: страшное
пожарище открылось нашему взору; у топора
удобное топорище
. А существительные с
увеличительным значением топорище
и пожарище
– мужского рода (так же как сапожище, домище
и
т.д.), так как при образовании уменьшительных или
увеличительных существительных род, как правило,
не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав.
Так, слово норка
(зверь) непроизводное, а
слово норка
(маленькая нора) образовано с
помощью уменьшительного суффикса -к-
от слова
нора
.
2. Наложение морфем .
Прилагательное розоватый
образовано от прилагательного розовый
и
обозначает слабую степень проявления этого
признака. Значит, производящая основа розов-
.
Остающийся суффикс -ат-
встречается в
прилагательных, но он имеет значение обладания и
образует прилагательные от существительных (усатый,
бородатый, полосатый)
. А значение слабой
степени проявления признака имеет суффикс -оват-
(ср. красноватый, голубоватый
). По правилу
должно было бы получиться слово розововатый
.
Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов
– ов
. Они совместились друг с другом, и в
результате получилось слово розоватый
. Это
явление называется наложением морфем. Другие
примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский
(ср. Суздаль
+ -ск- --> суздальский
), лермонтовед
(ср. пушкиновед
),
чествовать
(ср. приветствовать
).
По орфографическим правилам русского языка в
слове не могут соседствовать три одинаковые
согласные, даже если это и требуется составом
слова. Это частный случай наложения морфем: рас-
+ ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- -->
колонный, Одесса + -ск- --> одесский
.
3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.
В процессе развития языка морфемный
состав слова может измениться: производное
слово, ранее членившееся на морфемы, может
потерять членимость и стать непроизводным. Так,
например, слова льгота, польза
и нельзя
были когда-то однокоренными словами. Но теперь,
после исчезновения из языка слова льга
(льзя),
каждое из этих слов воспринимается как
непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик
.
Это слово пришло к нам из голландского языка:
zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик
не выделялся суффикс, и значение его было ближе к
значению голландского слова. Вот как его
употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая
ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого
хозяина, который стоял в зеленом шалоновом
сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
над глазами, чтобы рассмотреть получше
подъезжавший экипаж
. С течением времени
произошли изменения не только в значении слова,
но и в его морфемном составе. Теперь мы
воспринимаем последнюю часть слова -ик
как
уменьшительный суффикс и, отбрасывая его,
получаем слово зонт
. Так что с исторической
точки зрения слово зонт
образовано от слова зонтик
.
А словообразовательный анализ современного
русского слова показывает, что слово зонтик
образовано от слова зонт
с помощью
уменьшительного суффикса -ик
(ср. домик,
столик
).
Поговорим ещё немного о способах образования слов в русском языке. Сейчас речь пойдёт о бессуффиксном способе.
Этим способом образуются исключительно имена существительные.
Основой для их образования служат глаголы и имена прилагательные.
Как же происходит словообразование?
Если при суффиксальном способе к производящей основе (той, от которой образуется новое слово) суффикс добавляется (туман – туман-н -ый ), то при бессуффиксном способе происходит усечение суффикса (он пропадает), в результате чего и образуется новое слово.
Рассказ-а-ть – рассказ.
Переход-и-ть – переход .
Зелёный – зелень (в данном случае основой существительного стала производящая основа прилагательного без какого-либо усечения – и такое бывает!).
А теперь о пресловутых «подводных камнях»!
Хочу предостеречь от ошибки, которую делают даже очень хорошо «подкованные» учащиеся.
Наверное, посмотрев на примеры выше, некоторые из Вас тоже задают сейчас себе вопрос: почему не наоборот? Так просто: рассказ – рассказ-ыва-ть.
Слово образовано суффиксальным способом!
Нет! Это неверный ход!
Подберем однокоренные слова : сказывать, рассказать, сказ, рассказывать, рассказ.
Задумаемся, какие из слов ближе друг к другу по смыслу ?
Конечно, рассказ и рассказывать .
«Рассказ» – это «результат рассказывания». Значит, сначала надо «рассказать» что-то, чтобы получился «рассказ». Способ образования слова рассказ – бессуффиксный .
Вот как строится словообразовательная «цепочка»:
Сказ-а-ть – рас-сказать – рассказ – рассказ-чик.
Вывод № 1.
Слова образуются бессуффиксным способом, если действие переходит в результат действия (глагол – существительное).
* Примечание. Конечно, далеко не все «короткие» существительные образованы бессуффиксным способом. Например, заимствованные имена существительные «врач » (от старослав. «врачь ») и «вред » (от старослав. «вередъ ») дали основы для образования глаголов «врачевать » и «вредить ».
Словообразовательная «цепочка» в этом случае выглядит так: вред – вред-и-ть – по-вредить – поврежд-а-ть – повреждать-ся.
А как образовано существительное зелень ?
Подбираем однокоренные слова : зеленеть, зеленый, зеленка, зазеленеть, зелень.
Какие из слов по смыслу ближе к слову зелень ?
Зеленый , конечно!
Зеленый – цвЕта зелени, травы, листвы (качественное прилагательное), а Зелень – нечто зелёного цвета (собирательное существительное, тоже обозначающее качество).
Что же первично?
Сначала должен был появиться зеленый цвет , чтобы потом нечто было названо зеленью .
Способ образования слова зелень – бессуффиксный .
Вывод № 2.
Слова образуются бессуффиксным способом, если отдельно названное качество переходит в новое качество , которое становится сутью какого-либо явления (имя прилагательное – имя существительное).
А теперь вопрос: Каким способом образованы слова: ужинать, сушь, ночевка, побег, ножовка, вклад?
Справились? Хорошо! Хотите проверить себя? Мы всегда рады вам помочь!
Остались вопросы? Не знаете, каким способом образовалось слово «
зелень»
?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.