Окружающей среды платежи за негативное. Нвос: закон, внесение платы, авансовый платеж. Что такое «Модуль природопользователя»

Негативное воздействие на окружающую среду является платным, что установлено законодательством РФ об охране окружающей среды. О такой плате, которую должны вносить все организации и предприниматели, использующие в своей деятельности автомобильный транспорт, расскажем в статье.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием вне зависимости от формы собственности.

Плата за НВОС является публично-правовым платежом, срок исковой давности — 3 года.

Срок предоставления расчета — не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом.

Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду — не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом (письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155):

  • 1 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 апреля;
  • 2 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 июля;
  • 3 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 октября;
  • 4 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 января 2018 года.

Представители малого и среднего бизнеса вносят плату за НВОС ежегодно, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом. То есть плата за 2017 г. должна быть внесена не позднее 1 марта 2018 г.

Компании обязаны рассчитывать и вносить в 2019 году плату за негативное воздействие на окружающую среду. Расскажем о методике и законе, регулирующем расчет платы, в какие сроки перечисляют платежи за вред. А также что будет, если не отчитаться.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог (не регулируется НК РФ), но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Данная плата призвана стимулировать юрлица и ИП минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.

Расскажем, кто должен рассчитывать и перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Важно

Компании, у которых бизнес наносит вред окружающей среде, будут платить за экологию по правилам НК. Минфин введет в кодекс главы по экологическому налогу и утилизационному сбору. С величиной ставок Минфин уже определился. Ставки ранжируются от 10 коп. до 13,4 млрд рублей.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году: кто обязан вносить

До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным - арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.

Правительство РФ постановлением от 03.03.17 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Новый порядок действует с 17 марта 2017 года.

Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.

Платежи за негативное воздействие вносят те компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.

По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.

От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно 4 категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:

  • выбросы в атмосферу не более 10 т. в год;
  • нет радиоактивных веществ;
  • не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).

Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты 4 категории, платить нужно за все.

Компании, которые обязаны платить за негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16.4 , ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), подают декларацию (см. бланк и образец декларации о плате за негативное воздействие 2019).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 (о ставках платы). Данным постановлением утверждено, что ставки платы в 2019 году будут действовать те же, что и в 2018 году.

Постановлением № 758 введены:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых отходов, которые относятся к IV классу опасности. Ставки утверждены до 2025 года;
  • коэффициент 1,04, который надо применять к ставкам 2018 года (дополнительно к иным коэффициентам);
  • ставка платы за НВОС при складировании и размещении твердых отходов - 663,2 руб/т.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:

  1. воздух,
  2. вода;
  3. твердые отходы.

Предварительно нужны данные для расчета:

  • количество фактических выбросов и сбросов за 2019 год - данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
  • нормативы и лимиты по каждому виду - берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
  • ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 758) в рублях из расчета за 1 тонну.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Рассчитывать плату за негативное воздействие необходимо один раз в год. Ежеквартальные расчеты для квартальных авансов не нужны. Плату считают единожды и вносят 1/4 суммы ежеквартально - 3 авансовых платежа и один по итогам года. Единожды в год имеют право платить субъекты малого и среднего предпринимательства.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду = Вес загрязняющего вещества х Ставка х Применяемый коэффициент к ставке

Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента = Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х Применяемый коэффициент к ставке х 5

Компании, работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.16 № ОД-06-01-31/25520 "О дополнительном коэффициенте 2").

Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных ОАО "Тепломаш":

  • тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
  • предприятие находится в особой природной зоне (Кавказские МинВоды);
  • зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).

Перечень загрязняющих веществ:

Рассчитаем плату по формуле:

(0,235 х 93,5 х 1,04) + (0,437 х 138,8 х 1,04) + (0,125 х 1,6 х 1,04) + (0,050 х 108 х 1,04) + (0,278 х 5472968,7 х 1,04) = 1 582 436,47 руб.

Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2

1 521 523,52 х 2 =3 164 872,94 руб.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2018 год надо до 10 марта 2019 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2018 год - до 1 марта 2019 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ. Самим законом не предусмотрен перенос срока, если последний день выпадает на выходной или праздничный день, поэтому можно руководствоваться ст. 193 ГК и платить 11 марта. Однако, безопаснее сдать декларацию в срок до 07 марта - в последний рабочий день перед праздниками.

Средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2019

Плата за негативное воздействие - это не налоговый сбор, поэтому правила переноса сроков с календарных праздничных и выходных дней здесь не применяют. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа начислят пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.

Если компания в срок не заплатит, ее могут оштрафовать на 50-100 тыс. рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

За несдачу декларации о плате за грязь штраф составляет от 100 до 250 тыс. рублей (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, работу организации могут приостановить на срок до 90 суток.

Если у компании нет нормативов образования отходов, паспортов на отходы, то контролеры также привлекают к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Даже если отходы - это офисный мусор: бумага и картон (постановление Верховного суда от 12.01.18 № 16-АД17-6).

Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Переплату за негативное воздействие на окружающую среду Можно вернуть или зачесть. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в письме от 15.03.17 № АС-06-02-36/5194. Для этого надо подать в Росприроднадзор пакет документов:

  • заявление с просьбой о возврате или зачете;
  • подтверждающие документы.
  • если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты - предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.

После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ ""Необоснованное обогащение" - в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.

Основная причина, по которой возникает переплата, - это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.

Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится на рассмотрении. Поправки позволят минимизировать переплату.

По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (в соответствии с приложением к Соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 № 337-р, установлены следующие реквизиты для оплаты государственных пошлин за негативное воздействие на окружающую среду:

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух:

Р/с 40101810045250010041

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07250 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух»;

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07261 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников»;

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07263 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств»;

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07270 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду»

По региональным объектам реквизиты для оплаты государственной пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками :

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04732803000)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

КБК 803 1 08 07262 01 1000 110

ОКТМО – 45 374 000

Назначение платежа: «Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю »

Реквизиты для внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду:

  • Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

КБК 048 1 12 01010 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за ___ квартал 20 __ года.

  • Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия

КБК 048 1 12 01030 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за __ квартал 20__ года.

  • Плата за размещение отходов производства и потребления

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия

КБК 048 1 12 01041 01 6000120 - плата за размещение отходов производства

048 1 12 01042 01 6000120 – плата за размещение твердых коммунальных отходов.

Назначение платежа: Плата за размещение отходов/твердых коммунальных отходов за __ квартал 20__ года.

Реквизиты для уплаты пени за несвоевременное и неполное внесение платы:
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия

048 1 12 0101001 2100 120 – Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
048 1 12 0103001 2100 120 – Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
048 1 12 0104001 2100 120 – Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и ТБО

9 января 2017 приказом МПР РФ утверждены новый порядок и форма декларации за негативное воздействие на окружающую среду . В соответствии с приказом МПР РФ (п. 6 ст.16.4, ФЗ-7 «Об охране окружающей среды») подать декларацию должны все юр. и физлица, чья хозяйственная деятельность несет экологический след для окружающей среды (ОС).

Скачать форму декларации НВОС (утверждена 09.01.2017)

Сроки подачи

Средние и крупные предприятия

Предшествующие ежеквартальные авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2017 года должны быть уплачены не позднее 20 апреля, июля и октября, соответственно. Сумма авансового платежа — четверть платы НВОС за 2017 (предыдущий) год.

Малый бизнес

10 марта 2018 года – крайний срок подачи декларации за 2017 год по новой форме.

До 1 марта 2017 нужно внести на счет территориального управления РПНа платеж, указанный в вашей декларации за 2016 год (отчетный).

Кто платит за НВОС

Все предприятия и ИП I – III категории опасности, оказывающие негативное воздействие в виде:

  • атмосферных выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) стационарными источниками
  • сбросов ЗВ в водоемы
  • Хранения и захоронения отходов

Если имеет место размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), то плательщиком по ним являются не организации и ИП, а региональные операторы по обращению/размещению ТКО.

Организации с минимальным воздействием на НВОС (объекты IV категории в соответствии с п.1, ст.4.1, ФЗ-7) от подачи декларации освобождаются .

Порядок подачи декларации за негативное воздействие в 2017 году

Декларация подается в электронном виде через модуль природопользователя (модуль качать на сайте РПН: http://rpn.gov.ru/node/5523). В нижеуказанных случаях допускается подача лично через уполномоченного представителя или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении:

  • размер платы за отчетный период меньше либо равен 25 000 р. (дополнительно нужно предоставить копию декларации на диске)
  • у ответственно лица нет интернет-подключения или цифровой подписи

Если несколько объектов, по которым делается плата, находятся в пределах одного субъекта Российской Федерации — делается одна декларация. Если объекты распределены по разным субъектам РФ – делается отдельная декларация по каждому субъекту .

Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду и указывают, какие основания существовали для ее исчисления и уплаты.

Форма декларации о плате за негативное воздействие

В декларации указывается информация о платежной базе организации, объектах НВОС и видах оказываемого воздействия, льготах по выплатам, если имеются.

Состав документов:

  • форма расчета общего размера платы НВОС
  • форма расчета по каждому виду НВОС применительно к каждому объекту/источнику загрязнения, либо по единому объекту, включающему общую производственную территорию или составляющему единую платежную базу
  • приложение о расчете платежной базы
  • реестр объектов и документов, учитываемых при корректировке размеров платы, которые подтверждают, что средства на природоохранные мероприятия выделялись, и мероприятия проводились
  • копии платежных поручений о перечислении платы в бюджет

Организации и ИП могут заполнять только те разделы декларации за негативное воздействие, по которым велась деятельность (иначе: есть сведения для заполнения). Подать нулевую декларацию при этом нельзя.

Бланк с образцом заполнения декларации о плате НВОС 2017

Приказ об утверждении формы декларации от 09.01.2017.

Prikaz_MPR_Deklaratsia_ot_09_01_2017_3.pdf

Инструкция по заполнению декларации

Ставки платы за негативное воздействие на 2017 год

В соответствии с постановлением №913 от 13.09.2016 Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности составляют:

Ставки в рублях за 1 тонну загрязняющих веществ
2016 2017 2018
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) 4452,4 4643,7 4643,7
Отходы II класса опасности (высокоопасные) 1908,2 1990,2 1990,2
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 1272,3 1327 1327
Отходы IV класса опасности (малоопасные) 635,9 663,2 663,2
Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности 1 1,1 1,1
перерабатывающей промышленности 38,4 40,1 40,1
прочие 16,6 17,3 17,3

Дополнительно можно ознакомиться со ставками платы по наименованию загрязняющих веществ:

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

    выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

    сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

    размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 , по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории .

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории . Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы , но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется . Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.