Синквейн как вид текста (на примере стихотворения С.А.Есенина

Синквейн как вид текста (на примере стихотворения С.А.Есенина "Лебедушка"). Мастер-класс по синквейну «Поэтическая гостиная Самостоятельная творческая работа

Разделы: Начальная школа

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о синквейне как разновидности текста.

Задачи урока:

  1. Образовательная : познакомить учащихся с особенностями сождания синквейна как способа характеристики персонажа.
  2. Развивающая : развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас; совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.
  3. Воспитательная : воспитывать умение строить отношения сотрудничества; осознание степени разнообразия и богатства русского языка, чувство восхищения его красотой, формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения

Формируемые УУД:

  1. Предметные: Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы, синонимы для их характеристики. Подбирать к тексту произведения пословицы, отражающие его главную мысль.Чувствовать читать стихи выразительно. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять смысл
  2. Метапредметные: Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее. Извлекать информацию из текста, структурировать её. Наблюдать за жизнью слова в лирическом произведении. Формулировать выводы на базе изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениват ь достижения на уроке.
  3. Коммуникативные : аргументировано высказывать свою точку зрения, проявлять уважение к мнению окружающих, сотрудничать при выполнении задания. Читать стихи в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, в парах, .

Средства обучения:

  1. для учителя: медиа-проектор, компьютер с программным обеспечением «PowerPoint», «SmartNotebook»;
  2. для учеников: учебник, тетрадь, карточка с дидактическими материалами, нетбук.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма ОПДУ

1. Организационный этап.

Игра « Я или не Я?»

Кто пришёл в класс подремать?
Кто пятёрки получать?
За окном ворон считать?
О конфетах помечтать?
Кто учить, запоминать?
А кто тайны открывать?

Надеюсь, сегодня нам удастся в полной мере получить новые знания, запомнить их, а главное – совершить открытия!

Создаёт позитивный настрой

фронтально

2. Актуализация знаний.

1. Прослушивание аудиозаписи «Эпизод из песни «Клён ты мой опавший…» на стихи С. Есенина

2. Чтение на карточках отрывка из стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

– Какие стихотворения С. Есенина нам знакомы? («Берёза», «Черёмуха», «Бабушкины сказки»)

Прочтите строки этих стихотворений.

– Что вы знаете о С. Есенине? (Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Свои стихи, когда вырос, писал, подражая частушкам).

Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа.

Воспроизводит аудиозапись

Контролирует чтение детей

Выслушивает, уточняет и дополняет высказывания детей

Демонстрирует портрет писателя

Прослушивают аудиозапись

Выразительно читают

Вспоминают и декламируют наизусть эпизоды из стихотворений С.А. Есенина.

Фронтально

3. Сообщение темы и цели.

1. Работа с нетбуками – интерактивная игра «Анаграмма» (зашифровано название стихотворения» (2 слайд:

Тема урока: стихотворение С.А. Есенина «Лебёдушка»

Задачи урока:

  1. Познакомиться со стихотворением С. Есенина «Лебёдушка»
  2. Дать характеристику главным героям этого произведения.
  3. Понять главную мысль этого произведения.)

Помогает сформулировать тему и задачи урока.

Выполняют интерактивные задания, формулируют тему урока и задачи урока

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

4. Этап открытия новых знаний

I. Словарно-лексическая работа.

Давайте подготовимся к чтению.

1. Чтение слов с делением по слогам и правильной постановкой ударения (3 слайд).

2. Работа с нетбуками – знакомство с лексическими значениями слов из стихотворения, вызывающих затруднение в понимании

Демонстрирует образец правильного чтения.

Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет.

Читают слова по слогам с правильной постановкой ударения

Соотносят слово, вызывающее затруднение в понимании, с лексическим значением или изображением.

Фронтально,

II. Знакомство с текстом произведения.

1. Чтение стихотворения.

А) учителем

Б) учениками (индивидуально, хором, по цепочке).

2. Углубление понимания прочитанного

– Опишите свои впечатления от прочитанного. Какие чувства испытали?

Работа с нетбуками – интерактивные игры «Мозаика» –собираем слова, заменяем синонимами, «Рассыпанное предложение» –восстанавливаем предложение, объясняем смысл).

3. Анализ содержания текста

Какой жанр устного народного творчества напомнило вам стихотворение? (Народную песню или сказку).

– Найдём в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

– Перечитаем начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Предвещало ли что-нибудь беду?

– Обратим внимание на литературные приёмы, помогающие Есенину описать красоту наступающего утра –…? (Эпитеты и сравнения).

– Как поэт относится к лебёдушке? Докажите эпизодами из текста.

– Что необычного в изображении лебёдушки?

– Перечитаем самый напряжённый момент стихотворения.

– Как вела себя лебёдушка во время смертельной опасности?

– Как думаете, почему С. Есенин так завершает стихотворение, ведь он не любил историй с плохим концом?

Демонстрирует образец правильного выразительного чтения.

Задаёт наводящие вопросы

Объясняет правила игры

Задаёт вопросы по содержанию текста и для осмысления его смысла

Учатся чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Читают произведение выразительно.

Наблюдают за жизнью слова в лирическом произведении Подбирают синонимы к данным словам.

Объясняют смысл отдельных выражений в содержании лирического произведения.

Выборочно читают эпизоды стихотворения для обоснования своей точки зрения.

Анализируют содержание текста, литературные приёмы, использованные автором

Фронтально

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

Фронтально

III. Составление характеристики героя.

1. Создание ситуации затруднения.

Кого вы назвали бы главным героем стихотворения С.А. Есенина?

– Предлагаю новый вид работы над созданием текста–характеристики героя.

– Узнайте, как он называется.

Работа с интерактивной доской – интерактивная игра «Зеркальное отражение» (За буквами слова « Лебёдушка » скрывается слово «Синквейн»)

Как вы думаете, что же такое « синквейн»?

– Давайте проверим ваши предположения.

2. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с нетбуками – задание «Всплывающие подсказки»

Синквейн родом из … французского языка (5 вдохновений, 5 удач)

Синквейн – это … краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам.

Запомним эти особые правила…

1 строка – одно существительное (тема)

– 2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

– 3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

– 4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

– 5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

– Рифма не нужна.

3. Первичное закрепление

– Используя данный алгоритм, составим синквейн:

– Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

Создаёт ситуацию затруднения

Побуждает к самостоятельному поиску информации

Предлагает слова для справок.

Выполняют задания на интерактивной доске

Высказывают предположения

Осуществляют поиск информации при помощи интерактивного ресурса

Выбирают слова для синквейна.

Высказывают предположения.

Анализируют ответы одноклассников.

Фронтально

Модель «1 компьютер – 1 ученик»

Фронтально

5. Самостоятельная творческая работа.

Мы говорили с вами, что стихотворение очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма.

– Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу).

– Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл).

Составьте синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

  1. Орёл.
  2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный) (Безжалостный. Злой)
  3. Высматривал. Кинулся. Растерзал. (Погубил. Не пожалел. Уничтожил.)
  4. Не знает жалости, сожаления. (Набив желудок, уничтожил красоту.)
  5. Зло. Беда. (Угроза. Жестокость.)

Предлагает слова для справок.

Помогает в выборе лексического материала

Самостоятельно подбирают лексический материал.

Создают текст.

индивидуально

6. Презентация работ учащихся.

– Прочитайте свои работы.

Представляют свои работы.

Анализируют достоинства и неудачи в работах одноклассников.

Осуществляют самооценку.

фронтально

7. Итог урока.

– Как охарактеризуете своё настроение в конце урока?

– Достигли ли мы цели урока?

– В чём это выражается, на ваш взгляд?

– Что нового узнали на уроке?

– Что выполняли с лёгкостью?

– Что осталось непонятным?

– Что было самым интересным?

Предлагает критерии для оценки работы

Аргументированно высказывают своё мнение.

Оценивают свои достижения.

Делают выводы о проделанной работе.

8. Домашнее задание.

– Проведём параллель с недавно прочитанными произведениями: кого вам напомнила Лебёдушка?

– Чем схожи эти персонажи?

– Дома составьте синквейн о героях прочитанных произведений, которые вам запомнились своей самоотверженностью. (Опирайтесь на памятку)

Задаёт наводящие вопросы.

Демонстрирует памятку для выполнения Д/з

Высказывают и обосновывают своё мнение

Разделы: Литература

Тема: Тропинка к Есенину

Цели урока:

Образовательные. Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к личности Есенина.

Развивающие: Обучить умению находить “ключ” к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждения.

Воспитательные. Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.

Эпиграф: “Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами”. Уолт Уитмен

Опережающие задания:

  1. Посмотреть телевизионный художественный фильм “Есенин”.
  2. Прочитать стихотворение С. А. Есенина “Письмо матери”.
  3. Сделать видеозапись заката солнца.

Оборудование урока: Слайды, видеозапись, томик стихотворений С. А. Есенина.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Дорогие ребята, каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих – это форма учебы, для кого-то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора “Тропинка к Есенину”.

2. Анализ первых впечатлений от просмотра фильма “Есенин”.

(На экране слайд портрет Есенина, эпиграф урока.) В этом году страна отмечала 110-летие со дня рождения Сергея Есенина. Отмечают юбилей: (ответы учащихся):

Если человек достоин этого;

Если это великий поэт.

К юбилею были показаны документальные фильмы, художественный фильм “Есенин”. Каковы ваши первые впечатления от фильма, ваши чувства? Ответы учащихся: “Если раньше Есенин был для нас великий русский поэт, то после просмотра фильма в душе царит хаос”. Сложился следующий образ поэта:

Непонятный,

Много пьющий,

Скандальный,

Глубоко любящий свою Родину,

Очень талантливый.

3. Составление синквейна “Есенин”.

Попробуем выразить свои впечатления в синквейнах. (На слайде образец составления синквейна, учащиеся работают в тетрадях) .

Синквейн учительницы на слайде.

Непонятный и великий.

Пьет, скандалит, творит.

Вот задача: что за человек?!

(Учащиеся читают свои синквейны)

4. Притча о материнском сердце.

Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворение “Письмо матери” (На слайде портрет Матери)

Послушаем притчу о материнском сердце. “Жил на свете юноша. Влюбился в красивую девушку. Красивая девушка потребовала сердце матери в знак доказательства любви. Бедный юноша пришел к матери, рассказал ей о своих страданиях. Мать отдала сыну свое сердце. Сын, дрожа, нёс на ладони сердце матери, споткнулся о камень и упал. Сердце матери спросило: “Тебе больно, сынок?”” (Беседа по содержанию притчи)

(На слайде рисунок “Сердце на ладони”)

Высказывание Антуан де Сент – Экзюпери Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Слова только мешают понимать друг друга” пишут в тетрадях.

Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику.

5. Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точки

зрения.

(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)

Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?

Ответы учащихся:

Он любящий сын,

Остро чувствует тоску, боль матери,

С тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,

Раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,

Нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.

6. Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.

В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (На слайде символ гармонии). Зло – это его кабацкие драки.

7. Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения.

Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала

(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)

8. Составление синквейна “Письма”

Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…

Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время. (Учитель читает отрывки из писем дорогих ему людей, в зависимости от того, насколько они воспринимаются тепло учащимися).

Составляем синквейн (коллективно составленный синквейн):

Добрые, нежные.

Греют. Ласкают. Любят.

Как мне не хватает вас.

Солнышко.

Выводы: То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека.

Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет:

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать мне не дает

Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Но помни:

Жизнь – возможность, используйте её.
Жизнь – красота, восхищайтесь ею.
Жизнь – блаженство, вкусите его.
Жизнь – мечта, осуществите её.
Жизнь – вызов, примите его.
Жизнь – долг, исполните его.
Жизнь – игра, сыграйте в него.
Жизнь – богатство, дорожите им.
Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею.
Жизнь – тайна, изучайте её.
Жизнь – шанс, воспользуйтесь им.
Жизнь – горе, превозмогите его.
Жизнь – борьба, выдержите его.
Жизнь – приключение, решитесь на него.
Жизнь – трагедия, проделайте её.
Жизнь – счастье, сотворите его.
Жизнь слишком прекрасна, не губите её; жизнь это жизнь. Боритесь за неё. (Мать Тереза)

9. Мысли вслух после просмотра видеозаписи “Закат солнца”.

Есенин писал очень много о природе. Любимый поэтический образ Есенина – русская береза:

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И её золотистые косы
И холщовый её сарафан.

Можно открыть наугад любую страницу есенинских книг и встретить русскую природу в узнаваемом, но каждый раз по-особому, зорким взглядом поэта замеченном облике:

Заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот.

Выткался на озере алый свет зари

У Есенина есть строки про женщину:

… была
На закат розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла

Предлагаем вашему вниманию видеозапись заката солнца, снятую группой учащихся.

Попробуем понять красоту есенинского сравнения.

Ответы учащихся:

Закат солнца – очень красивое зрелище, поэтому Есенин сравнивает женщину с этим явлением.

Закат солнца навевает на человека тоску. Есенин много любил, но рядом с ним не было любимой женщины.

Женщина, источник поэтического вдохновения поэта, уйдет из его жизни так же красиво, как закат солнца.

Есенин мечтал о семейном уюте, о женской любви, но все его любимые женщины исчезали из его жизни, превращаясь в вечное нежное воспоминание.

10. Общие выводы по уроку.

Итак, вернемся к эпиграфу урока. (На слайде эпиграф урока)

Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.

11. Домашнее задание:

Написать письмо – исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю …)

Готовить материалы к сочинению “Мой Есенин”

Использованная литература

1. Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – М.,: “Первое сентября ”, “Русский язык” №19 2005, с. 10-15

Ntcn Сергей Александрович Есенин: штрихи к портрету


Путь поэта Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой… 1913 До свиданья, друг мой, до свиданья, милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей. 1925


«Есенин прост и искренен и весь на виду» «Певец деревни» «Вербный отрок» «Белый ландыш», «Цветок лазоревый» «Русский самородок» «Русский Лель» «Сергей Есенин – дитя русского народа» «Блудный сын России» «Есенин был поэтом, стихи которого слагались сами собой, без особого труда. Он пел как птица» «Я московский озорной гуляка…» «И похабничал я, и скандалил…»


Познакомьтесь с мнениями русских писателей и поэтов о творчестве С.Есенина в разные годы. Подумайте, чем они отличаются и что их объединяет? Подчеркните опорные словосочетания из высказываний литераторов о есенинской лирике. Какие черты лирики отмечаются неоднократно? Чьё мнение особенно вас заинтересовало и почему?


Cинквейн Первая строка тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка одно слово -резюме, характеризующее суть предмета или объекта.










УМК "Школа России"

Цели:

1. Совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.

2. Познакомить с особенностями создания текста – синквейна как способа характеристики персонажа.

3. Формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жилина Ю.Ю., учитель высшей квалификационной категории

г. Бугульма, Республика Татарстан

Синквейн как вид текста (на материале стихотворения С.Есенина «Лебёдушка»), урок литературного чтения, 4 класс.

Цели:

1. Совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.

2. Познакомить с особенностями создания текста – синквейна как способа характеристики персонажа.

3. Формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения.

Для оптимальной реализации целей и задач урока в основу положены следующие виды, приёмы, методы обучения:

беседа как словесный метод даёт простор для самовыражения учащихся и способствует развитию образного и логического мышления, оперативной и долговременной памяти и творческого воображения;

аналитическая беседа способствует глубокому пониманию смысла изученного и обеспечивает многократное повторное обращение к теме урока, формируя практический уровень знаний;

обобщающая беседа помогает сформулировать основные выводы по изучаемой теме;

индивидуальная работа и элементы интерактивных игр обеспечивают формирование умений на практическом уровне.

Оборудование:

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Нетбуки

4 . Презентационная программа для мультимедийной демонстрации

Ход урока:

  1. Позитивный настрой на урок.
  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.

1. Звучит отрывок из песни «Клён ты мой опавший…» на стихи С. Есенина

2. Дети на карточках читают отрывок из стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая…»

3. Слово учителя :

Какие стихотворения С. Есенина учили, читали – знаем? («Берёза», «Черёмуха», «Бабушкины сказки»)

Что вы знаете о С. Есенине? (Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Свои стихи, когда вырос, писал, подражая частушкам).

Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа.

4. Дети формулируют цель урока, учитель – тему : на материале стихотворения С. Есенина познакомимся с новым видом работы над созданием текста.

5. Работа с нетбуками – интерактивная игра «Узнай название стихотворения» (1 слайд: «Лебёдушка»).

  1. Словарно-лексическая работа.

Давайте подготовимся к чтению.

1. Читаем слова, деля их по слогам и правильно ставя ударение (2 слайд).

2. Знакомимся с лексическими значениями слов из стихотворения, вызывающих затруднение в понимании (3 слайд).

  1. Чтение стихотворения учителем и учениками (индивидуально, хором, по цепочке).

Впечатления от прочитанного? Какие чувства испытали?

Работаем с нетбуками – интерактивные игры , направленные на углубление понимания прочитанного («Мозаика» - собираем слова, заменяем синонимичными, «Рассыпанное предложение» - восстанавливаем предложение, объясняем смысл) .

  1. Аналитическая работа по содержанию текста.

Что напомнило вам стихотворение? Какой жанр устного народного творчества? (Народную песню или сказку) .

Найдём в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

Перечитаем начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Предвещало ли что-нибудь беду?

Обратим внимание на литературные приёмы, помогающие Есенину описать красоту наступающего утра - …? (Эпитеты и сравнения ).

Как поэт относится к лебёдушке? Доказываем выдержками из текста.

Что необычного в изображении лебёдушки?

Перечитаем самый напряжённый момент стихотворения.

Как вела себя лебёдушка во время смертельной опасности?

  1. Знакомство с новым видом работы над созданием текста.

Предлагаю новый вид работы над созданием текста – характеристики героя.

Прочитайте, как он называется (работа с нетбуками // 4 слайд: синквейн ).

Синквейн (с французского – 5 вдохновений, 5 удач) – это…? (4 слайд – краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам). Запомним эти особые правила.

1 строка – одно существительное (тема) (5 слайд, по строчке ).

2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

Рифма не нужна.

По данному алгоритму составим синквейн.

1. Лебёдушка (6 слайд, по строчке ).

2. Нежная. Заботливая. Красивая. Белоснежная.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.

4. Она любит детей до смерти. В опасности думает о детях.

5. Мать. Святая.

Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

Мы говорили с вами, что стихотворение очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма.

Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу).

Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл).

- Составим синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

1. Орёл.

2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный).

3. Высматривал. Кинулся. Растерзал.

4. Не знает жалости, сожаления.

5. Зло. Беда. (Угроза. Эгоизм).

Подводим итог. Как настроение? Почему такое?

Как думаете, почему С. Есенин так завершает стихотворение, ведь он не любил историй с плохим концом?

Проведём параллель с недавно прочитанными произведениями: Лебёдушка вам никого не напомнила?

/ шеп-та-ли-ся / ле-бе-жа-туш-ки / по-се-редь / шел-к о -ва-я / у по-б е -режь-я / ла-з о -ре-вы / под-жи-да-ю-чи / рас-плас-тан-ный / по-мерт-ве-лы-ми

златотканые- ватага – заводь – затон – лазоревый – сотканный из золотых нитей большая шумная группа часть реки около берега с замедленным течением то же, что и заводь светло-синий, цвета ясного неба, небесно-голубой

краткий текст из пяти строчек, написанных по особым правилам. Синквейн -

1 строка - 1 существительное (тема) 2 строка - 2 прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём 3 строка - 3 глагола, называющих действия, которые производит существительное 4 строка - фраза или предложение из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному 5 строка - синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова)

1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка - 2 прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём 3 строка - 3 глагола, называющих действия, которые производит существительное 4 строка - фраза (или предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному 5 строка - синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова) СИНКВЕЙН 1. Лебёдушка. 2. Нежная. Заботливая. 3. Ухаживала. Дозорила. Спасла. 4. Она любит детей до смерти. 5. Мать.

1. Лебёдушка. 2. Нежная. Заботливая. 3. Ухаживала. Дозорила. Спасла. 4. Она любит детей до смерти. 5. Мать. СИНКВЕЙН 1. Орёл. 2. Сильный. Хищный. 3. Высматривал. Кинулся. Растерзал. 4. Не знает жалости, сожаления. 5. Зло. Беда.


Марина Добролюбова
Мастер-класс по синквейну «Поэтическая гостиная»

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

«Синквейн» – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Синквейн появился в начале XX века в США.

Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения.

В России синквейн стал известен с 1993 года.

Правила составления нерифмованного стихотворения

Первая строка - тема стихотворения,заключает в себе одно слово (обычно существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова- прилагательные, они дают описание признаков и свойств выбранного в стихотворении предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами, описывающими характерные действия предмета или объекта.

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме или выражающая личное отношение автора к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – слово или слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Этапы работы по составлению синквейна с детьми

I этап:

Знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», различение понятий.

Подбор слов-признаков, слов-действий к существительному.

Знакомство с графическим обозначением понятий.

Постановка вопросов к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

II этап:

Знакомство с понятием «предложение».

Дифференциация понятий «слово»- «предложение».

Знакомство с графическим обозначением предложения.

Составление предложений разного типа.

III этап:

Знакомство с алгоритмом стихотворения.

IV этап:

Совместное составление стихотворения с педагогом, родителями.

V этап:

Выразительное рассказывание сочинения ребенком.

Педагогическая ценность синквейна

Обогащает словарный запас.

Активизирует и развивает мыслительную и речевую деятельность.

Учит краткому пересказу.

Позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

Практическая часть мастер-класса

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, описывающих основную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия.

4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Публикации по теме:

«Поэтическая гостиная» по творчеству С. Есенина Цель мероприятия: познакомить дошкольников с творчеством русского поэта С. Есенина. Задачи: - Закрепить знания о времени года – зиме;.

12 ноября я со своими ребятами показала открытое НОД "Музыкально-поэтическая композиция «Мы о Родине поём!». Цель и задачи: расширить представление.

Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

Готовясь к Новогодним праздникам,мы традиционно украшаем группу:ставим елочку,разрисовываем окна,устраиваем выставки Новогодних поделок. Каждый.

Музыкально-поэтическая гостиная, посвященная 70-летию Победы «Песни, с которыми мы победили!» Цель: Познакомить детей с военной песней - своеобразной музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Приобщение к совместному творчеству.

Музыкально-поэтическая гостиная «Времена года в творчестве С. А. Есенина» (старший дошкольный возраст) Музыкально – поэтическая гостиная. «Времена года в творчестве С. А. Есенина». Цель: - продолжить знакомство с творчеством С. Есенина;.